Осенью этого года на Netflix выстрелил фильм "The Social Dilemma". Мои соцсеточки были полны рекомендаций посмотреть, рецензиями и комментариями вроде "Наконец-то нам сказали правду". Мы тоже посмотрели, посмеялись, что там какие-то очевидные истины подаются как откровение, но решили, что это проф. деформация.
Но снято действительно хорошо, эксперты более чем экспертные (хотя и немного паникеры местами), художественные вставки адекватные и следить за сюжетом интересно, в общем, если вы еще не, то рекомендую: неплохо проведенный вечер.
Но ладно, это не обзор фильма. Погремело и забылось.
А недавно я наткнулась на интересную статью здесь на дзене, где автор общалась с тех поддержкой по поводу снижения количества показов...
... и тут я поняла, что многие действительно могут не знать, как все это работает изнутри.
Поэтому два очень важных тезиса, которые стоит понимать при использовании любых сайтов или приложений на телефоне.
Часть 1. Про бизнес
Любая соцсеть, сайт в интернете или приложение на вашем телефоне - это бизнес. Или кусок бизнеса, как в случае яндекс дзена, одноклассников, контакта, инстаграма итп. А цель любого бизнеса - зарабатывать деньги. Все эти озарения, миссии, истории про улучшение жизни окружающих - это прекрасно и важно. Правда. Но в конечном итоге бизнес нацелен на зарабатывание денег. Бизнесу надо платить зарплаты, оплачивать инфраструктуру и развитие, а не просто нести добро в мир. Это не плохо! Просто про это надо помнить. И вторая часть этого тезиса: "Если вы за это не платите, вы не потребитель; вы – продаваемый продукт." И в рамках такого вот бизнеса-без-продукта как, например, дзен, для того, чтобы получить больше денег, надо сделать так, чтобы вы в сервисе проводили как можно больше времени.
Часть 2. Про данные
Как youtube, контакт, одноклассники или фейсбук на вас зарабатывают, и за счет чего дзен платит деньги авторам? Во многом, за счет рекламы. Про это, подозреваю, знают все.
Но давайте отсюда сделаем следующий шаг. Когда кто-то оплачивает рекламу, он рассчитывает, что люди, увидев эту рекламу, придут к нему и отплатят реального товара на много денег, а лучше, еще и друзей приведут и сами начнут регулярно заглядывать. И добиться этого можно двумя способами: увеличить количество показов рекламы (хоть кому-то, да зайдет) или показывать рекламу только тем, кому этот продукт действительно интересен(чаще всего глупо показывать рекламу наборов для вышивания мужчине, интересующемуся рыбалкой, и аналогично глупо показывать рекламу новой блесны девушке, интересующейся рукоделием). К сожалению, каждый показ оплачивается, поэтому первый способ - это дорого.
Итак, площадка для рекламы должна уметь выбирать соответствующую запросу аудиторию, например "женщины из Москвы 45-55 лет с садоводством и рукоделием в качестве хобби". Как? Мы ведь не докладываем сервисам многие подробности о себе, а иногда еще и обманываем (я бы вот вряд ли признавалась в любви к чтению книжек Донцовой под под чипсы и пивасик), поэтому таким вот длинным путем мы приходим ко второму тезису: "Сервисы собирают о нас все возможные данные"
Мои коллеги, занимающиеся анализом этих собранных данных, обычно говорят "давайте нам вообще все, а там уж мы разберемся, что полезно, а что -- нет." Как к этому относятся инженеры, которым эти данные обрабатывать, передавать и хранить, говорить не буду, а то печатных слов у меня обычно мало.
Все возможные данные - это не ваши имя, адрес и банковская карточка. Это ваше поведение в рамках сервиса (сколько времени вы проводите там ежедневно, что вы лайкаете, что и сколько вы комментируете, сколько реакции набирают ваши комментарии, что вам не нравится видеть в своей ленте, сколько времени вы читаете статьи, читаете ли вы комментарии, вступаете ли вы в дискуссии итп), это буквально максимально каждый клик мышкой, скрол и ввод текста. Тут все зависит только от возможностей самого сервиса.
А уж если у компании этот сервис не единственный (например, помимо дзена у яндекса есть еще поиск, такси, почта, карты, ... тут длиннющий список разного ... ), то компания все эти данные попробует объединять, чтобы знать о вас все, что есть. Поэтому дзен скорее всего имеет доступ к тому, что вы в яндексе ищете, куда ездите, и что ищете на маркете.
Аналогичная ситуация с инстаграмом-фейсбуком, с сервисами мейла и гугла.
Что-то статья уже получилась слишком длинная, поэтому продолжение и ответы на вопросы из скриншотов будут в следующей.
Дисклеймер: я не работаю и никогда не работала в яндексе, поэтому все, что тут описано, опирается на опыт работы в других компаниях, так что каких-то концептуальных отличий быть не должно.
Вы знали, что сервисы записывают все ваши действия или это что-то новое? Знаете, как потом эта информация используется?