Великие артисты советского кино, народные любимцы, которых узнавали в лицо, где бы они не появились. Они уходили один за другим, не выдержав многолетнего марафона, когда перехватывало дыхание и отказывало сердце. Вспомним их последние роли, большие и в эпизодах, роли, в которых задним числом можно усмотреть руку судьбы.
Владимир Высоцкий (25 января 1938 года – 25 июля 1980 года).
Последняя роль в кино – Дон Гуан в фильме Михаила Швейцера «Маленькие трагедии». Аристократ, любовник многих женщин, дуэлянт, насмешник – этот герой Высоцкого не похож на тех, кого актёр играл прежде, в театре и в кино. Ему тесно в ссылке, куда отправил его король, ему скучно в Мадриде, где всё так предсказуемо. Его шутка на грани богохульства рождается сама собой, как импровизация – позвать статую убитого им Командора пожаловать в гости как раз в то время, когда у Дона Гуана будет свидание с вдовой Командора, Донной Анной.
«Высоцкий играет здесь мятеж, страсть преодоления запрета, восторг поединка с чем-то, что заведомо не под силу преодолеть одному человеку, - поединка с установлениями ханжеского общества, с небом», - пишет кинокритик Ирина Рубанова.
Дон Гуан гибнет с достоинством воина, готового признать свою слабость, отрицающего саму возможность капитуляции.
Телевизионная премьера третьей серии «Маленьких трагедий» прошла 3 июля 1980 года. Своей последней работы в кино Высоцкий так и не увидел – тем вечером он давал концерт.
Владимир Высоцкой умер ночью 25 июля 1980 года в своей московской квартире. Официальной причиной смерти указана острая сердечно-сосудистая недостаточность.
Олег Даль (25 мая 1941 года – 3 марта 1981 года).
Последняя роль в кино – Виктор Свиридов в фильме Леонида Марягина «Незваный друг». Даля называли «прекрасным мальчиком нашего кинематографа», «романтическим героем, неуживчивым и высокомерным». Он знал силу своего таланта – даже в богатом на дарования послевоенном поколении актёров равных ему было совсем немного. Ходили слухи, будто ещё в феврале 1980 года Даль сказал: «Сначала уйдёт Володя Высоцкий, потом я». Проявилась ли трагическая обречённость актёра в его последней работе в кино?
Неудачник в науке Свиридов неожиданно для всех сделал выдающееся открытие, но, чтобы получить признание и возможность довести изыскания до конца, ему нужна поддержка своего преуспевающего друга Грекова (Олег Табаков). Интриги, зависть, шантаж – в такой обстановке работают сотрудники одного из столичных научно-исследовательских институтов. Герой Даля в шутовской кепочке смотрится здесь нагловатым мальчишкой, забравшимся в чужую песочницу и пробующим установить свои порядки. Режиссёр, к тому времени более всего известный фильмом «Вас ожидает гражданка Никонорова» собрал первоклассный актёрский ансамбль (Ирина Алфёрова, Наталья Белохвостикова, Анатолий Ромашин, Наталья Гундарева, Всеволод Санаев, те же Даль и Табаков), однако не может поставить задачу, соразмерную таланту приглашённых.
Примечательная деталь: герой Даля цитирует Высоцкого, правда, не ссылаясь на источник. «Ты врун», - говорит женщина, в которую влюбился Свиридов, и тот соглашается: «Врун, болтун и хохотун». Это слова из песни «Лукоморья больше нет», и так же называл себя Высоцкий в разговорах с Мариной Влади.
Олег Даль умер в Киеве, в гостинице «Студийная» 3 марта 1981 года во сне. По одной из версий, смерть была вызвана дозой алкоголя.
Борис Андреев (27 января 1915 года – 25 апреля 1982 года).
Последняя роль в кино – Николай Ваничкин в фильме Георгия Данелии «Слёзы капали». Настоящий русак, богатырь, сыгравший в легендарных фильмах советского кинематографа, Борис Андреев до конца жизни стремился работать с той же интенсивностью, что и в молодости. Не всегда ему удавалось получить большую роль. В фильме Данелии он занят всего в одном коротком эпизоде. Пенсионер Ванечкин не может допустить, чтоб снесли гараж ветерана войны, берёт охотничье ружьё и отправляется отстаивать справедливость. Двустволка не заряжена, но попытка незаконного применения оружия может закончиться для пенсионера тюремным сроком, как едва не попал в лагерь по политической статье сам Борис Андреев. Его спасло только вмешательство Сталина.
Фильм «Слёзы капали» Федерико Феллини называл одним из самых любимых у Данелии. Создатели определили жанр как «грустная сказка», но, скорее, это притча о том, что недобрый взгляд искажает сознание самого взирающего, так что тому повсюду мерещатся демоны, а жизнь его самого и окружающих превращается в ад. Угадывается и цитата из «Снежной королевы» с той лишь разницей, что осколок от злополучного зеркала попал в глаз не зарубежному мальчику Каю, а советскому чиновнику Павлу Ивановичу (Евгений Леонов).
Борис Андреев умер 25 апреля 1982 года в Москве от обширного инфаркта.
Анатолий Папанов (31 октября 1922 года – 5 августа 1987 года).
Последняя роль в кино – Николай Павлович Старобогатов (Копалыч) в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…». Берия уже отстранён от власти, арестован и расстрелян, но перемены в стране пока ещё не коснулись политических заключённых и ссыльных. По амнистии на свободу вышли десятки тысяч уголовников – становиться законопослушными гражданами они не собираются.
Группа бандитов приходит в село, где живут ссыльные «враги народа» Копалыч и Лузга (Валерий Приёмыхов), бывший фронтовой разведчик. Спасая от насильника местную девушку Шуру, Лузга убивает одного из уголовников. Теперь единственный выход для ссыльных – принять бой. В перестрелке Копалыч погибает. Спустя два года амнистированный Лузга находит семью Копалыча – Старобогатова и рассказывает, как погиб их близкий человек и где он похоронен. Когда закончились съемки, Папанов почему-то попросил режиссера показать ему этот холмик с табличкой.
После съемок в Карелии Папанов должен был вылететь в Ригу - там проходили гастроли Театра сатиры, где он служил. 5 августа 1987 года актёр заехал домой, в московскую квартиру, решил принять душ и умер в ванной от инфаркта. Тело его обнаружили несколько дней спустя. Папанов не успел озвучить свою роль – это пришлось поручить другому актёру.
Андрей Миронов (7 марта 1941 года – 16 августа 1987 года).
Считается, что его последняя роль в кино – Джонни Фёст в фильме Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». На самом деле это не так. Миронов оставил незавершённую роль - он не успел сняться в финальных сценах картины «Следопыт» по мотивам романа Джеймса Фенимора Купера. Для режиссера Павла Любимова это был первый опыт работы в такой жанре – прежде ему удавались психологические драмы, например, «Школьный вальс», один из лучших советских фильмов о воспитании чувств.
«Следопыт» лишь подтверждает правило: вестерны наших кинематографистов – нудное, затянутое зрелище, лишённое искры вдохновения. Фильм не спас даже известный своим актёрским обаянием Андрей Миронов. Его герой, маркиз Санглие, французский дворянин, авантюрист и провокатор, пытается подтолкнуть индейцев к нападению на противников Франции – англичан. Играть Миронову, совершенно нечего и остаётся только сожалеть, что великий актёр ушёл из жизни, получив напоследок такой нехитрый багаж. Как и в случае с Папановым в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…», роль маркиза в «Следопыте» была озвучена другим актёром.
Андрей Миронов пережил своего партнёра по многим комедийным фильмам Анатолия Папанова всего на одиннадцать дней. 14 августа 1987 года, на гастролях в Риге, он потерял сознание на сцене, не доиграв спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Врачи диагностировали кровоизлияние в мозг. 16 августа Андрей Миронов умер не приходя в сознание.