То, что в диджитал-мире привычно горожанину, то у сельского жителя и на горизонте еще не нарисовалась. Всплывающая повсюду реклама, смена картинок на билбордах, брендированные машины... От назойливой рекламы спасет только поездка в глубинку.
В провинции все еще верны старым принципам купи-продай. И самой надежной площадкой для поиска покупателей остаются доски объявлений и фонарные столбы у магазинов. Именно здесь, когда на селе интернет тянет еле-еле, а бабульке проще дойти до соседки, чем разобраться в сенсорном телефоне, сосредоточены все деревенские "Яндекс.Маркеты" и "Авито". Посмотрим, чем делятся на досках объявлений на примерах деревень Архангельской и Вологодской областей.
Во время экспедиции #чистый север мне поневоле удалось собрать коллекцию подобных уличных объявлений. Иногда им пытаются придать официальный и облагороженный вид: устроить рядом со зданием администрации и закрыть навесом. Правда, объявления на них сугубо официальные и деловые. В Кевроле наглядно, в картинках, разъясняют, как правильно собирать валежник и какими инструментами при этом пользоваться.
Или после трагедии на реке напоминают родителям, чтобы присматривали за детьми. А рыбакам предлагают получить законное разрешения на лов рыбы сетями.
Похоже, что реклама на окрашенной доске объявлений стоит дороже, потому что только на ней размещены только долговечные заламинированные предложения от банка. Остальные торговцы как-то стесняются соседства с ним.
Если в городе реклама - это вопли об акциях, скидках и распродажах, то для деревни - это хронология сельской жизни. В этих выцветших листочках на столбах отражено незатейливое повествование о бытовых радостях, дорожных бедах, сезонных хлопотах деревни.
Выбраться на общественном транспорте в город еще та задачка, поэтому с ролью Bla-Bla-car справляются доски объявлений.
В Архангельской области, судя по объявлениям, народ по-настоящему живет за счет природы - собирает валежник, рыбачит для себя и на продажу, покупает у земляков дикоросы, чтобы потом их выгодно сбыть в городе или сдать в заготконтору.
Читая листок "Кеврольские вести", невольно проникаешься уважением к людям, которые выходят на субботники. В городе уборку памятника каким-нибудь комбинатом по благоустройству, возможно, никто не заметил или волонтеры сделали бы фотоотчет в соцсети. Здесь же, когда прописали фамилию каждого , когда новость еще не один раз прочитают на доске, точно узнаешь все об отзывчивости соседей.
Если горожане проблемы двора предпочитают обсуждать в чате или в группе в соцсети, то в деревне роль коммуникатора выполняет магазин. Продавщица точно в курсе событий: кто решил собирать деньги и как идут сборы.
В крохотных городках доски объявлений такие же незатейливые, но уже площадки для рекламы выбирают побольше. В городе Тотьма Вологодской области старинный нежилой дом заменил билборд. Чего тут только не найдешь: доставку пиццы рядом с бетоном, покупку рогов вместе с березовой чагой и листьями иван-чая, продажу домов и прием лома. Зато как удобно: если забыл телефон доставки, отправляешься на городской перекресток, заодно и другие полезные контакты добудешь.
И еще немного о способах привлечения покупателей в провинции. Украшение дворов всяким отслужившим хламом - пластиковыми бутылками, шинами, прохудившимися кастрюлями - в городах получило ироничное название "суровый ЖЭК-арт". На селе же никто не станет смеяться над такой самодеятельностью. Сами видели, что деньги на детскую площадку люди с земляков собирают, а не закладывают на это расходы в бюджете. При таком отношении не до жиру. И если в деревне Сура на Пинежье с деньгами не густо, то с фантазией, как привлечь мам с малышами, все в порядке.
У владельцев этого магазина в Тотьме креатив - тоже главный маркетинговый ход. Попробуйте догадаться, что продает магазин под названием "Медвежий угол". Экипировку для охотников и рыболовов? Товары для животных или чучела? Или, если отпустить фантазию, может крепкие напитки? Нет и еще раз нет. Давайте по-честному: не перелистывайте фото, пока не придумаете свой вариант. А потом в комментариях напишите, что представили.
На самом деле в деревне вряд ли есть потребность в столь броской и кричащей рекламе. Выбор внутри скуден, а соседство странное: годами стоящая ваза и туалетная бумага, свежий хлеб и школьные принадлежности. Своего рода супермаркет в усеченном виде.
Для горожан, случайно оказывающихся в глухой провинции, все эти явления - сельпо с набором товаров на все случаи жизни, единственный магазин под названием "Магазин", доски объявлений с насущными запросами - кажутся атавизмом. Но все они - не только реалии, но и летопись повседневности провинциальной России.
Если понравилась подборка фото, ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на новые истории канала «Север неизвестный». Тем же, кто хочет еще ощутить атмосферу глухой провинции, стоит заглянуть сюда:
✔️ Храм в Лялях не прощает кощунства вандалов