Найти тему
Белая Орхидея

Как агенты Петра I оконфузились перед царём и что из этого вышло

Оглавление

Если терпение русского лопается, то он сметает всё на своём пути
за считанные дни. Так было и с Октябрьской революцией 1917 года.

Американского писателя Джона Рида - свидетеля тех событий -
настолько потряс масштаб и скорое течение восстания, что он
написал книгу
"Десять дней, которые потрясли мир".

Нидерландцы не сравнятся с нами по скорости мысли и действий. Чего только стОит их буржуазная революция против испанской экспансии, которая длилась с 1599 по 1609 годы.

Вот уж поистине долготерпивые товарищи!

И всё-таки испанскому гнёту пришёл наконец-то песец, в результате
чего появилась
Республика семи соединённых провинций. Остальной мир называл эту новоявленную страну коротко и ясно - Голландия.

Получив долгожданную свободу, голландцы начали усиленно поднимать экономику, а трудолюбию этих людей можно только позавидовать. И в короткие сроки Голландия стала одной из богатейшей стран Европы - кораблестроение, пивоварение, сукноделание, рыболовство, торговля и прочее сделали своё дело. И именно на тот период, как ни парадоксально, пришёлся высочайший расцвет живописи.

Обалдевшие от свободы голландцы запечатлевали на своих полотнах бытовые сценки и обычные радости жизни (таверны, табакокурение,
выпас скота, встреча друзей и даже бор-дели), а также библейские и мифологические сцены, баталии, сцены охоты, марины (или морские пейзажи).

В своё первое посещение Голландии царь Пётр только вертел головой,
всё рассматривал, всё запоминал, всё записывал и всему удивлялся.
Ничто не ускользнуло от пытливого взгляда Петра I.

В Голландии в то время было очень популярно украшение интерьеров картинами. Это сказалось на живописной отрасли - голландские мастера собирали артели и создавали полотна для разных слоёв населения.

Да и сами живописцы на волне моды за неделю могли "выдать на-гора"
от двух до пяти картин. Так Ян Стен за свою жизнь написал 890 картин, Адриан фан Астаде - 920, а Якоб ван Рёйсдал - более тысячи.

Ох, и плодовиты были голландские живописцы в XVII-XVIII веках!

Украшение интерьеров картинами настолько понравилось царю Московии, что во время своего второго путешествия он посещает "Аукционное зало" в Амстердаме, где приобретает первые полотна
для своего любимого дворца Монплезир в Петергофе под Санкт-Петербургом.

Позже картины закупались уже сотнями и ящиками отправлялись
в Россию для украшения императорских дворцов. Началась новая веха
в истории нашей страны -
появилась первая коллекция живописи, которую продолжат последующие Романовы и вся знать России.

Картин приобреталось так много, что иногда случались досадные курьёзы.

Как-то для Монплезира было куплено два полотна - одно на библейский мотив, второе на сюжет поэмы римского поэта Виргилия "Энеида".

Все наверняка знают о гибели Содома и Гоморры, описанной в Библии.
Б-г повелел Ангелам уничтожить два города за грехи их жителей.
И почему-то у всех перед глазами сразу встаёт обычное распутство.

Но если подумать, распутство было, есть и наверняка ещё долго будет
в нашем мире. Так что истинный грех жителей двух древних городов
был в том, что они
приравняли милосердие... к sмертному греху.
Именно за это и были уничтожены Содом и Гоморра.

Перед нами картина Даниэля ван Хейля "Гибель Содома", первая половина XVIII века. Праведник Лот и его семья - единственные жители города, которые были спасены. Они покидают город. И только жена Лота Сара нарушила наказ Ангелов - не оборачиваться. Вон она стоит соляным столбом в проёме городских ворот.

Вторая картина также Даниэля ван Хейля "Бегство Энея из Трои",
первая половина XVIII века. Эней - сын Афродиты и Анхиса - и его семья остаются живы благодаря покровительству своей матери-богини.

Справа внизу виден троянский конь. Любопытство троянцев их
и погубило - они втащили коня в пределы города, не предполагая, что внутри деревянной скульптуры находятся 50 лучших воинов данайцев. Враг хитростью овладел Троей.

-2

Если наложить одну картину на другу, то можно увидеть одну интересную деталь.

Уверена, вы поняли, в чём произошёл конфуз - оба полотна имеют идентичный архитектурный фон и одну и ту же композицию: городские ворота с поднятой решёткой, направление дыма, расположение группы людей и даже контур городов. Меняются лишь нюансы в изображении людей на переднем фоне и событий на заднем.

Агенты Петра I оконфузились при покупке картин, но царя это только позабавило. Потому и поместили оба полотна в Монплезире рядом -
для потехи.

Это лишний раз показывает, как высоко поднялось живописное искусство голландской и фламандской школ в XVII-XVIII веках
и каким спросом пользовались полотна, "выпекаемые" артелями
"как пирожки", где каждый имел строгую специализацию - кто-то писал небо, кто-то деревья, кто-то фигуры людей или лошадей.

На картине неизвестного художника "В мастерской художника" хорошо видны разграничения обязанностей: в центре мастер (и, скорее всего, владелец живописной лавки) обучает ученика премудростям профессии, слева более опытный работник пишет портрет, справа младший подмастерье размешивает краски.

-4

Картины пользовались таким огромным спросом, что авторы не особо заботились об оригинальности художественного решения в построении композиций. И всё равно это время считается "золотым веком" голландской и фламандской живописи. Оно оставило нам редчайшее собрание полотен, по которым можно изучать быт и нравы обычных
людей и которое
возвело повседневность до уровня поэзии.

Статьи, которые вам обязательно понравятся:
Что русскому хорошо, то немцу капут
Царское наказание, ставшее традицией

Если вам понравилась моя статья, ставьте
лайки, комментируйте, задавайте вопросы
и подписывайтесь на мой канал.

До новых встреч!

Ваша Белая Орхидея