Найти тему
Валерий Грачиков

Советские танкисты на «Черчиллях» дали немцам прикурить, простояв трое суток перед их передовой

Говорят, что тяжелый английский танк «Черчилль» получился неудачным настолько, что сам Уинстон Черчилль высказывался о нем так:

«Танк, носящий моё имя, имеет больше недостатков, чем я сам!»

Возможно, он был и прав. Но в правильных руках даже, казалось бы, неудачное оружие показывает себя с самой лучшей стороны.

Фотография для иллюстрации того, как выглядел танк "Черчилль". Конечно, в марте 1943 года погода на Волховском фронте была совсем другая.
Фотография для иллюстрации того, как выглядел танк "Черчилль". Конечно, в марте 1943 года погода на Волховском фронте была совсем другая.

«Черчилли» оказались единственными тяжелыми танками, которые союзники поставляли в СССР по ленд-лизу. Причем интересно, что первые 10 танков прибыли к нам с тем самым знаменитым конвоем PQ-17. Танки поступали и с другими конвоями, а в СССР из них формировали ударные полки прорыва. Вот об одном бое такого полка и пойдет сегодня речь.

Сразу отмечу, что хотя Черчилль и признавал, что танк его имени имеет кучу недостатков, советские танкисты эту машину любили. Причину этого вы прекрасно поймете, когда дочитаете эту статью до конца. Она на самом деле имелась и была очень даже веской.

Итак, 17 марта 1943 года в оперативное подчинение 8-й армии Волховского фронта передали 50-й отдельный гвардейский тяжелый полк прорыва, на вооружении которого состоял 21 тяжелый танк «Черчилль». Задача полка заключалась в прорыве долговременной укрепленной полосы обороны немцев во взаимодействии с остальными частями.

В целом 8-я армия к наступлению готовилась тщательно: провели разведку местности, подготовили маршруты для атаки, так как наступать предстояло через поросль кустарника. Впрочем, к 50-му танковому полку, который прибыл на фронт буквально перед началом операции, это не относилось. Он вступил в бой, по сути, с хода.

Почему?

Потому что уже 19 марта началась Войтолово-Мгинская операция, в которой планировалось отрезать пути снабжения для немецкой группировки в районе Синявино-Мга и встретившись с войсками Ленинградского фронта расширить коридор прорыва блокады, а еще лучше вообще снять её. Для этого пехоту поддерживали несколько тяжелых полков прорыва. Но гладко было на бумаге, а на деле все получилось совсем не так просто.

-2

Первый раз танки 50-го полка в полном составе – 21 машина пошли в атаку 19 марта во взаимодействии с частями 374-й стрелковой дивизии. Атака закончилась тем, что из 21 машины 12 подорвались на минах или застряли в болоте. Еще два подбили немецкие артиллеристы. Семь машин ворвались на немецкие позиции, но пехота за танками не пошла и после того, как был расстрелян боезапас, танки вернулись на исходные позиции. По сути, более половины полка выбыли из боя в первом же бою. Но это еще не подвиг. Главное было впереди.

Надо отметить, что та самая 374-я стрелковая дивизия, которая не смогла пойти за танками, все это время несла большие потери. Приведу всего лишь два донесения о потерях личного состава. За 19-20 марта 1943 года:

-3

И за 20-21 марта 1943 года:

-4

Тем временем оставшиеся «Черчилли» готовились к новой атаке, которая была запланирована на 22 марта 1943 года. Время подвига приближалось.

Как это бывает сплошь и рядом, подвиги совершают не просто так. Часто героизм одних является прямым следствием раздолбайства других. Так случилось и в этом случае.

Как выяснится позднее, атаку пехоты отменили. Но сообщить об этом танкистам почему-то не посчитали нужным. Проспали, забыли или не успели – не суть важно. Важно то, что пять «Черчиллей» 50-го полка прорыва под командованием капитана Белогуба пошли в атаку на намеченную ранее цель. Пехота должна была присоединиться в тот момент, когда танки пройдут через позиции 374-й дивизии. Но так как атаку пехоты отменили, она осталась на месте. Кроме того, немецкую артиллерию, разумеется, не подавили, так как атака же отменена…

Фотография для иллюстрации того, как выглядит танк "Черчилль". Конечно, в марте 1943 года погода на Волховском фронте была совсем другая.
Фотография для иллюстрации того, как выглядит танк "Черчилль". Конечно, в марте 1943 года погода на Волховском фронте была совсем другая.

Пять танков медленно покатились к немецким позициям без помощи и прикрытия в качестве «живых мишеней». Началось все это действо в 8:30, закончилось в 11:00. Четыре танка оказались подбиты и встали недалеко от немецких позиций, одна машина вернулась в исходное расположение.

Казалось бы, атака закончилась также как и множество других танковых атак Великой Отечественной войны, когда мы теряли людей и технику из-за несогласованности и собственного раздолбайства.

Но все дело было в том, что

✅в атаку шли «Черчилли», которые на тот момент были самыми защищенными танками в мире – 102 мм брони спереди. И броню на них ставили качественную и надежную. Поэтому танки, конечно, подбили, но как? У всех четырех машин были перебиты гусеницы.

✅атакой командовал упертый товарищ, настоящий офицер и храбрый танкист капитан Николай Данилович Белогуб.

Конечно, можно было дождаться темноты, а потом выбраться к своим. Но Белогуб связался по рации с командованием и сообщил, что экипажи останутся в машинах, чтобы нанести максимальный урон немцам. Отцы-командиры в свою очередь пообещали помочь и добраться до вставших машин. Так началась эпопея перед немецкими окопами.

С неподвижным танком, даже если у него весь экипаж цел, можно сделать много чего интересного. Даже в том случае, если на этом участке нет орудий, которые способны пробить броню. Пехота может подобраться к машине и, как минимум, ее сжечь. Так что это надо иметь большую смелость – остаться в неподвижной машине в паре сотен метров от вражеских окопов.

С 22 по 25 марта танкисты, оставаясь в своих машинах, вели огонь по немцам. Ночью к ним пробирались автоматчики и доставляли боеприпасы. А комполка танкистов тем временем добивался от 374-й дивизии, чтобы та пошла в атаку выбивать немцев из окопов. Тогда у ремонтников появилась бы возможность починить и отбуксировать танки. Вот только понесшая большие потери пехота в атаку не шла...

К 25 марта «Черчилли» капитально измочалили. А наши разнесли у немцев пару ДЗОТов, несколько пушек и минометов, а также смогли попасть по складу боеприпасов рядом с передовой.

Немцы несколько раз предлагали танкистам сдаться. Ответом на это был пулеметный огонь. Затем немцы предложили советским танкистам бросить машины и отойти – мол, стрелять не будем. Соответственно, ответа тоже не было. Тогда перед танком Белогуба немцы соорудили белый крест, намекнув, что похоронят всех. Машины попытались еще раз подбить артиллерийским огнем. У машины Белогуба после этого обстрела открывался только левый бортовой люк, из которого отбивались гранатами, так как больше вариантов для ведения ответного огня просто не осталось.

Белогуб уже вызвал огонь на себя, но даже этого организовать не получилось, потому что тут как раз кончились снаряды, а новые не подвезли. Но тут, к счастью, в полку отремонтировали два «Черчилля» и 26 марта они с взводом пехоты смогли подобраться к машинам. Танк Белогуба зацепили и эвакуировали, остальные три машины пришлось бросить – экипажи отошли с пехотой.

А теперь объяснение того, почему экипажи так любили «Черчилли».

Из четырех танковых экипажей, несколько суток дравшихся рядом с немецкими окопами – все остались живы и даже тяжелораненых не было. Неудивительно, что этот танк так любили.

Николая Белогуба представляли к «Красному Знамени», в итоге наградили орденом Суворова III степени.

Есть мнение, что этот орден был под номером 13. Впрочем, дальше начинается занятная легенда, которой нет точного подтверждения.

-7

В апреле 1943 года в газете «Правда» №98 была опубликована заметка о подвиге Белогуба. Там рассказывается о том, как храбро дрались танкисты. Но также упоминается, что Николай Белогуб сначала был летчиком, а уже потом стал танкистом.

-8

Не совсем понятна история смены рода войск Белогубом. Но она получила продолжение через много лет.

В 2002 году в «Военно-историческом журнале» вышла статья И.А. Подольного, в которой рассказывалось о том, что летчик Николай Белогуб 18 июня 1941 года сбил немецкий разведывательный самолет, за что через день трибунал приговорил его к расстрелу. Но почему-то ему дали 48 часов для написания прошения о помиловании, а потом все поменялось, потому что наступило 22 июня и стало не до того.

Это очень мутная история, пересказанная в Интернете десятки раз, но никакого документального подтверждения не имеющая. Да и сам рассказ о «прошении о помиловании и друзьях, вступившихся за однополчанина», как-то не внушает доверия. Очень уж много странностей и нестыковок. Но что есть, то есть, упомянуть об этом тоже стоит. И нужно отметить, что в 2014 году все тот же «Военно-исторический журнал» напечатал опровержение информации о том, что Белогуб сбивал немецкий разведчик и попадал под трибунал.

Поэтому история с самолетом очень мутна и непонятна. Ведь, в авиации, если верить «Правде», Белогуб все-таки служил. Но это не отражено в его учетной карточке в военкомате, как сообщается в «Военно-историческом журнале» за 2014 год.

Может быть, когда-то история с «авиационным прошлым» Белогуба и что там было на самом деле, будет раскопана полностью и окончательно. Но можно и нужно с уверенностью сказать одно – танки «Черчилль» попали к правильному и упертому командиру, стремившемуся нанести врагу максимальный урон. И у него это получилось: и правильное использование танков, и подвиг. Хоть само советское наступление тогда, в марте 1943 года закончилось, по сути, ничем.

Вот такая история о «Черчиллях» и их правильном использовании советскими танкистами.

-------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.