Найти тему
egor agibalov

История печатного издания "Игромания" и его анализ

Оглавление

Что такое игромания?

«Игромания» — российское мультиплатформенное издание о видеоиграх: изначально ежемесячный журнал, а впоследствии и сайт. Печатный журнал издавался с сентября 1997 по декабрь 2018 года издательским домом «Техномир» (в 2013 году сменившим название на «Игромедиа»).

Среди российских журналов о компьютерных играх журнал «Игромания» в 2000-е и 2010-е имел крупнейшие тираж и аудиторию и считался одним из ведущих изданий русской игровой прессы.

Почему именно это издание?

Игровой журналистике посвящено сравнительно немного работ, а в России и вовсе нет ни одной большой работы на эту тему. Можно назвать лишь несколько статей, к сожалению, дающих только самое общее представление об игровой журналистике.

Так, в работе А. Бобрышова «Ведущие типологические особенности журнала «Игромания»[1]хотя и сделана попытка оценить аудиторию журнала "Игромания", но не дано ни одной конкретной цифры по этому поводу. Другая статья – «Российские игровые журналы» Д. Дробышевского – также довольно поверхностна и предлагает только элементарные сведения о российской игровой журналистике. Автор подчеркивает, что "особенности игровых журналов, равно как и игровых СМИ, в целом, на сегодняшний день исследователями практически не рассматривались"[2].

Как все начиналось?

Началось всё в 1995 году, когда в России только-только сложилось такое явление, как игровая журналистика. На прилавках уже лежали культовые, но ныне не существующие издания «Магазин игрушек» (позднее «Game EXE») и «Великий Dракон», а по телевизору крутили передачи «Dendy — Новая реальность» и «От Винта!».

Информацию об играх добывали из сети самостоятельно, переводили материалы с западных ресурсов, а о том, какие новинки сейчас популярны, узнавали от продавцов в игровых магазинах. Использовали и технические средства: находили человека, который не умел писать, но разбирался в видеоиграх, подключали приставку к видеомагнитофону и давали микрофон с самодельным микшером: человек играл и записывал комментарии на кассету, а редактор на основе записи создавал материал. Книги пользовались популярностью, а со временем, к 1997-му году, было решено перейти и к формату ежемесячного журнала.

Так и родилась «Игромания».бложка первого выпуска журнала

Обложка первого номера журнала "Игромания"
Обложка первого номера журнала "Игромания"

Журнал «Игромания» начал выпускаться с сентября 1997 года. У истоков журнала стояли два человека — Евгений Исупов и Александр Парчук. В прошлом они занимались изданием книг из серии «Лучшие компьютерные игры», а потом решили попробовать себя в издательском бизнесе. Название журналу придумала Нина Рождественская — один из первых редакторов «Игромании».

Первый номер «Игромании» был напечатан примерно 16-тысячным тиражом, но когда пошли возвраты, тираж пришлось снизить. Первое время журнал печатался на ризографе и был чёрно-белым, цветной делали только обложку. К середине 1998 года было решено перейти на полноцветную печать, укомплектовать часть тиража компакт-диском, а с сентября ещё и плакатом формата A3, но из-за августовского кризиса от этих планов пришлось на некоторое время отказаться.

Пример страниц журнала «Игромания»
Пример страниц журнала «Игромания»

Чтобы выделяться среди конкурентов, ставку решено было сделать на прохождения. Если другие издания просто рассказывали о новых проектах, то «Игромания» еще и помогала разобраться в тонкостях геймплея.

Около двух лет журнал держался выбранного направления, порой корректируя курс, пока в 2000-м не началась пора больших перемен и экспериментов. Как писал об этом периоде журнал «Коммерсантъ: Секрет фирмы», тематика Игромании «давно вышла за рамки простых обзоров игровых новинок. Здесь встречаются статьи о настольных играх, программировании и даже фантастические рассказы»[3]. Решено было не просто занимать удобную позицию, но идти в наступление — «Игромания» должна стать лучшим журналом о видеоиграх в России.

Стартовал период поиска выхода на самую широкую аудиторию. Новые рубрики появлялись и исчезали, авторы писали едва ли не всё, на что хватало выдумки. И только к 2002 году издание обрело привычную форму, в которой выпускалось вплодь до 2018 года.

Появление Видеомании

В 2004 году у журнала появилось приложение «Видеомания», распространяемое на DVD диске в комплекте с журналом. Созданием «Видеомании» руководил Антон Логвинов. Это было первым видеоприложением к печатному изданию. Данный эксперимент прошел успешно. Именно благодаря «Видеомании» журнал «Игромания» во много раз увеличил свою популярность (тираж увеличился до исторического максимума — 240 тыс. экз.)[4]и стал крупнейшим игровым журналом в России.

Так выглядела Видеомания
Так выглядела Видеомания

Начиная с 2009 года популярность журнала пошла на спад. Интернет все больше набирал популярность, информация становилась все доступней. Актуальность дисков «Игромании» снижалась.

Игромания Лайт

В апреле этого же года коллектив журнала начал выпускать отдельное облегчённое издание «Игромания Лайт»[5]. Это был небольшой по размеру журнал, но выходил он гораздо чаще обычной «Игромании» — раз в неделю. Это было сделано для выпуска актуальных новостей, которые бы не сильно отставали от новостей в интернете. Эксперимент не удался. Журнал выходил с апреля 2009 года по июнь 2010 года, после чего был закрыт.

Игромания Лайт
Игромания Лайт

Игромания как сайт

Начиная с 2013 года журнал стал выпускать в электронном виде для iPad, где продавался как приложение[6][7].

В начале лета 2015 года пост главного редактора журнала «Игромания» занял Геворг Акопян, главный редактор сайта Igromania.ru[8][9]. При этом он сохранил за собой должность главного редактора сайта, а также взял функции редакционного директора. Акопян предлагал закрыть бумажные журналы и полностью перенести работу в интернет, но ему в этом было отказано.

И вот, спустя 3 года, 7 октября 2018 года на российском «Комик-Коне» сотрудники «Игромании» объявили, что декабрьский номер 2018 года, 255-й по счету, будет последним[10]. Причиной закрытия стала малая востребованность печатного формата: по словам основателя журнала Евгения Исупова, «цифровая эпоха наступила, принт стал мало кому нужен». Онлайн-ресурсы Игромании так и остались существовать.

-5

Анализ содержания печатного издания

В основу создания «Игромании» поставлена доступность информации, чтобы тексты были понятны самому широкому кругу читателей. Вместе с тем «Игромания» не избегает игрового сленга.

Изначально «Игромания» создавалась как журнал руководств и прохождений по компьютерным играм и играм для PlayStation, но со временем приоритет сместился в сторону других рубрик, а целевой платформой вместо первой PS стали ПК. Позже журнал стал мультиплатформенным.

Целевая аудитория издания – дети и юноши от 10 до 25 лет, о чем говорит реклама на страницах журнала, посвященная преимущественно компьютерным играм и, иногда, компаниям, производящим электротовары.

До 2017 года в «Игромании» была принята десятибалльная система оценок с минимальным шагом в 0,5 балла. Позднее была принята пятибалльная система оценок с минимальным шагом в 1,0 балл. Некоторое время существовали специальные рейтинги, не попадающие под общую категорию игр, например, «Для детей» или «Для девочек». Известные игры, выпущенные до начала издания «Игромании», но переведённые на русский язык после 2003 года, получали в этот период рейтинг «Ретро».

Скажи лицензии «Нет»

Начиная с 2004—2005 годов у «Игромании» время от времени случаются конфликты с издателями и разработчиками игр.

Одно из самых активных обсуждений среди издателей и разработчиков породила колонка Михаила Вербицкого «Скажи лицензии „нет“»[11], опубликованная в майском номере «Игромании» за 2006 год.

Михаил Вербицкий, автор статьи «Скажи лицензии «„нет“»
Михаил Вербицкий, автор статьи «Скажи лицензии «„нет“»

Данная статья затрагивала такие проблемы, как незаконное распространение произведений (игр, песен и т.п.), бесполезные, по мнению автора, суды издателя и нарушителя копирайта,и в итоге все приводится к заключению, что «люди сочиняют игры, песни и сказки не для денег, а для удовольствия. Оклад, жалованье, гонорары, роялти — дополнительный, хотя и приятный бонус»[12]. Это и вызвало бурную реакцию читателей журнала.

Рубрики

В журнале существовали постоянные рубрики, повторяющиеся из номера в номер. Вот самые основные из них:

  1. Привет! — вступительное слово главного редактора.
  2. «Центр внимания» — рубрика, включающая блок материалов по какой-то одной особо выдающейся игре (как правило, вынесенной на обложку), а также блок материалов, посвящённых некоей центральной теме номера или значимой выставке (Gamescom, «Игромир», E3).
  3. «Из первых рук» — статьи об ещё не вышедших играх, написанные на основе пресс-тура или эксклюзивного интервью с разработчиками.
  4. «Вердикт» — рецензии на новые игры и игры, которые выходят в самое ближайшее время.
  5. «Игрострой» — рубрика, посвященная разработке игр.
  6. «Железный цех» — обзоры новинок на рынке компьютерного (и не только) железа, тестирования, подборки конфигураций и цен.
  7. «Спецматериалы» — подборка интересной информации по какой-то конкретной теме.
  8. «Почта „Игромании“» — ответы редакции на письма читателей.
  9. «Мозговой штурм» — конкурсы на игровую тематику.
  10. «Особое мнение» — авторская статья, посвящённая проблемам игровой индустрии, игровым тенденциям и прочим темам, связанным с играми.

Жанровая принадлежность статей

-7

Если говорить о жанровой принадлежности статей Игромании, то следует сказать, что в данном издании преобладают рецензии, заметки, анонсы и материалы, указанные на диаграмме, как «остальное» (диаграмма охватывает статистику за 2015г.). Тем не менее, мы видим: в «Игромании» не обходят стороной и другие аналитические жанры, несмотря на то, конечно, что их заметно меньше. Подобное количество рецензий, однако, было ожидаемо из-за специфики журнала, главной задачей которого является рассказ о вышедших и выходящих играх.

В группу «Остальное» в основном попали обзоры и тестирование различной техники для игр, компьютеров, комплектующих и тому подобное, составляющие неотъемлемую часть каждого номера и представленные в рубрике «Железный цех». Обзоры в данном случае – это рассказ о достоинствах и недостатках того или иного продукта, его тестирование, впечатления о нем и так далее. Здесь снова возникает необходимость обратиться к системе жанров, характерной для зарубежной игровой журналистики. Так, среди них есть «hardware review», что можно перевести как обзор компьютерной техники, или «железа», который состоит из технических характеристик рассматриваемого устройства, описания его внешнего вида и назначения, разбора достоинств и недостатков, сравнения с другими такими устройствами и итоговой оценки[13]. Практически такой же была структура обзоров компьютерной техники в «Игромании».

Так, практически все рецензии в журнале сконцентрированы в рубрике «Вердикт». Рассмотренные рецензии представляют собой разбор достоинств и недостатков той или иной игры, пройденной журналистами.

Анонсы в журнале часто представляют собой смесь заметки с рецензией. Это тексты, тема которых – грядущие новинки в игровой сфере.

Интервью, которые встретились в анализируемых номерах, в основном были так или иначе связаны с разработкой и особенностями какой-либо грядущей игры, соответственно, интервьюируемыми были представители игровой индустрии. Тем не менее, геймеров журнал тоже не обошел стороной: в одном из номеров[14](No 3 (210) 2015г.) были два опроса именно игроков.

К жанру мини-рецензии был отнесен материал, соответствующий словам А.А. Тертычного: мини-рецензия представляет собой оценочную заметку, цель которой –передать читателю впечатления о предмете публикации[15]. Подобные тексты встречались в рубрике «Мобильный дайджест» и представляли собой короткий отзыв о той или иной игре для смартфонов

Такие жанры, как статья и обозрение, в основном встречались в рубрике «Не одной строкой», которая практически всегда представлена каким-либо аналитическим материалом, как правило, подробным разбором тенденций, явлений, новостей и процессов, происходящих в мире компьютерных игр.

Таким образом, можно сказать, что журналистские жанры в «Игромании» представлены, хотя полного соответствия жанровым канонам нет. Тем не менее, в наши дни данная ситуация характерна не только для этого издания, но и для многих других, особенно развлекательных, журналов.

Заключение.

В заключении хочется сказать, что журнал «Игромания» прошел путь от журнала руководств и прохождений по компьютерным играм до мультиплатформенного издания о видеоиграх. Издание во многом популяризовало компьютерные игры в России, но и стало ярчайшим примером того, что игровая журналистика в виде печатного издания умирает и на ее место приходят ресурсы сети Интернет.

[1] Бобрышова А. Ведущие типологические особенности журнала «Игромания» [электронный ресурс]/ Воронеж: Воронежский государственный университет. Факультет журналистики URL: http://jour.vsu.ru/edition/thesis/10_09_part_1.pdf

[2] Дробышевский Д.А. Российские игровые журналы [электронный ресурс]/ Воронеж: Воронежский государственный университет факультет журналистики URL:http://jour.vsu.ru/edition/thesis/10_11_part1.pdf

[3] https://www.kommersant.ru/doc/859573

[4] https://gamesisart.ru/magazines.html

[5] https://www.igromania.ru/news/35256/Igromaniya_Layt-nash_novyy_zhurnal.html

[6]http://old.igromania.ru/blogs/mainblog/220188/Pervyi_vzglyad_na_novoe_prilozhenie_Igromaniya_dlya_iPad.htm

[7] https://appleinsider.ru/obzory-prilozhenij/nam-pishut-obzor-prilozheniya-igromaniya-dlya-ipad.html

[8] https://iz.ru/797631/2018-10-07/zhurnal-igromaniia-zakroet-pechatnuiu-versiiu

[9]https://www.igromania.ru/news/54605/U_Igromanii_novyy_glavnyy_redaktor.html?cpage=2

[10] https://dtf.ru/flood/28777-igromaniya-obyavila-o-zakrytii-pechatnogo-zhurnala

[11] http://www.igropolis.com/articles/48004/Skazhi_licenzii_net.htm

[12] https://www.igromania.ru/article/5151/Skazhi_licenzii_%27net%27.html

[13] Tennant D. Tennant D. Analyzing Games Journalism // Worcester: Worcester Polytechnic Institute, 2009. P. 78-79.

[14] Журнал Игромания No 3(210) 2015 г.

[15] Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. URL: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm.