Мировой кризис, ограничения, перемены в привычном укладе жизни, страх за родных, нарастание тревоги из-за непонимания, что будет впереди – факторы, влияющие на психику большинства жителей Земли.
Новый синдром "корона-стресс" является истинно психосоматическим, когда под действием внешних факторов окружающей среды, наше тело испытывает колоссальное напряжение. И чем дольше оно длится, тем тяжелее последствия для нервной системы.
Подводные камни
Почему камни подводные? Они невидимы. Обычный человек не заметит внешнюю опасность. Пожары, наводнения, летающие тарелки, инопланетные существа, танки и взрывы отсутствуют.
- Однако люди начинают участвовать (или их побуждают к участию) в довольно крупномасштабных мероприятиях, чтобы защититься от опасности.
- Отказ от поездок, от привычной деятельности, дистанционное обучение детей, обеспечение себя защитными средствами, продуктами про запас, медицинскими препаратами и вещами первой необходимости.
- Это напоминает триллер, когда еще ничего не началось, но уже слышно звучание тревожной музыки, и чувствуется нагнетание катастрофической обстановки.
Естественно, можно было бы довериться словам экспертов, мнению власти и средствам массовой информации. Однако это очень непросто в наши дни.
Что за мистическая сила скрыта в этом нано-шаре с шипами, в целях защиты от которой перекрываются границы, вводится карантин, становятся пустыми магазинные полки, и люди закрываются в своих жилищах? Большинству это очень трудно понять и осмыслить. И по этой причине пробуждаются очень глубокие старые страхи, главные триггеры которых:
- тотальность
- неожиданность
- трудная постижимость
Волнительное положение всего, что происходит, может привести к эмоциональной дезорганизации мышления. Мыслить последовательно, как здоровый человек, становится сложно, понимание и оценка огромного объема информационного шума от СМИ становятся еще труднее.
В связи с этим формируется своеобразный порочный круг увеличения искаженного восприятия реальной ситуации, распространяемого по информационным каналам в разы быстрее самого «виновника торжества», из этого потока взять себе более-менее адекватную и полезную информацию становится крайне затруднительно. Отсюда можно выявить, чем отличается «корона-стресс» от повседневного стресса.
Основные отличия «корона-стресса»
Источник страха – коронавирус – не имеет четкой формы и определенного места, где он локализуется, он не персонифицирован и отличается слабой вещественностью. Его невозможно отловить и дать сдачи.
Выражаться ругательными словами на какую-то молекулярную цепочку также глупо. В связи с этим люди находятся в активном писке объектов, на которые можно погневаться и повозмущаться. Этими объектами выступают: паникеры, врачи, журналисты, скупщики гречи, спекулянты масок, тайное мировое правительство и так далее по списку.
Именно из-за этого появилось много сатирического и саркастического материала на просторах интернета: шутки, мемы, летающие по социальным сетям. Может быть даже и к лучшему, что они циркулируют по сети, многие люди таким образом сглаживают пик стресса.
По причине данных особенностей возникают глубокие, архаичные формы страха, которые, может быть, вообще лежат за порогом сознания, эти особенности также определяют число реакций, отрицающих проблему.
Когда человек не воспринимает происходящее как проблему, отрицает соблюдение эпидемиологических рекомендаций, подвергает их критике, а порой специально продолжает жить так, как жил до этого.
Многим известны основные формы реакции на стрессовые факторы:
- бей
- беги
- замри.
Эволюционно они способствуют тому, чтобы быстро, оперативно и неспецифично отреагировать на стресс. Со временем, если стрессовый фактор все так же действует, эти реакции сменяются более сложными и дифференцированными формами.
К примеру, мышь бежит от атакующей совы, однако, чтобы не убегать до конца своих дней, ей нужно научиться рыть норку, сигнализировать об опасности своим детям, матери и так далее. В нынешней ситуации можно наглядно разглядеть данные формы реакций в человеческом поведении.
Их проявление в чистом виде не происходит так часто. Прослеживается их комбинация друг с другом. С агрессией и тревогой все ясно, а с реакцией «замри» не совсем: она проявляется в том, что человек не пытается осознать реальность, отрицает опасность.
Пример. Ситуация с цунами в Индийском океане в 2004 году. Сначала произошел сильнейший отлив, обнажилось дно, и стало видно морскую флору, и фауну. Люди ринулись на все это смотреть и собирать, вместо того, чтобы как можно дальше уйти от берега. Еще пример. Это напоминает трагичные кадры из сериала «Чернобыль»: жители Припяти с удивлением смотрели на зарево и необыкновенные снежинки.
© Екатерина Тур, 2020-2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.