В Алмазном фонде хранится подвеска с очень крупным малинового цвета камнем, отшлифованным в форме виноградной грозди. Это рубеллит – редкий сорт темно-розового турмалина, долго считавшийся рубином и носивший имя «Рубин Цезаря». У камня непростая и интересная история, хотя Юлий Цезарь был и не при чем.
На пятнадцатилетнюю годовщину правления Екатерины Великой в 1777 году к ней с визитом явился король Швеции Густав III, бывший двоюродным братом императрицы. Его отец, король Адольф Фредерик, был братом матери Екатерины.
Густав надеялся сблизиться с влиятельной старшей кузиной и просить у нее протекции для женитьбы на одной из ее племянниц. В знак дружбы Екатерина подарила шведскому гостю свою трость, украшенную крупным алмазом и бриллиантовой тесьмой.
Теперь была очередь шведского короля отдариться чем-то соразмерным в ответ. Густав решил подарить Екатерине очень крупный рубин, входивший в состав коронных драгоценностей Швеции, и хранившийся во время его отъезда в Стокгольме.
По шведскому закону 18-го века регалии не принадлежали самому королю, и он не мог единолично распорядиться драгоценностями шведской короны. Чтобы сделать такой подарок Екатерине, Густаву необходимо было разрешение Шведского Риксдага (парламента), на что не было времени. Скорее всего, Густав получил бы камень и законным путем, но он все же провернул дарение в тайне - вернувшись в Стокгольм, он выслал рубин Екатерине курьером, а с парламентом договаривался уже «задним числом» и по факту.
Шведский камень, считавшийся в те годы самым крупным рубином в Европе, имел интересную легенду. Густав рассказал Екатерине, что этот камень зовут у них «Рубином Цезаря», и что он был подарен Цезарю самой Клеопатрой, а после им владел Карл Великий.
На самом деле история камня начинается с правления французского короля Карла IX, в середине 16 века. Это был подарок королю от ордена иезуитов в благодарность за Варфоломеевскую ночь, сильно упрочившую положение ордена. Очевидно, что такой заметный камень не мог совершенно незаметно существовать в Европе много веков подряд, от Цезаря и Карла Великого, поэтому его история, вероятно и началась не в античные времена, а именно в 16-м веке.
Привезен камень, скорее всего, был из Бирмы, весил более 260 карат и обладал насыщенным малиновым цветом. Такие камни в то время однозначно считали рубинами, не отличая от рубинов красную шпинель и турмалины.
После смерти в 1574 году французского короля, первого зафиксированного владельца камня, его вдова, Елизавета Австрийская, подарила «рубин» брату, ставшему королем Германии и Богемии Рудольфом II.
Король Рудольф позволил осмотреть и описать замечательный камень известному минералогу 16-го века Ансельму де Буту, основоположнику современной европейской минералогии. Именно де Бут и назвал выдающийся камень «Caesaris rubinus», то есть «императорский рубин».
Рубин хранился в королевской сокровищнице Богемии, в Праге, где и был захвачен вместе со всей казной короля Рудольфа II в 1648-м году шведами, в ходе Тридцатилетней войны. Шведский военачальник подарил камень наследной принцессе Швеции, а после ее смерти «рубин» был включен в состав коронных драгоценностей.
За сто лет, которые «рубин» хранился в шведской королевской сокровищнице, его несколько раз пытались «довести до ума», шлифовали и имели в планах сделать огранку. Был даже выдан заказ ювелиру, который спланировал, как лучше огранить уникальный камень, и сделал модель из стекла. И вообще рубин чуть было не продали, чтобы финансировать очередную войну, но, к счастью, ни до огранки, ни до продажи, дело не дошло.
Шведы знали, что прежний владелец камня называл его «Рубином Цезаря», и именно под этим именем Густав III подарил его Екатерине II, сопроводив легендой о Клеопатре и Карле Великом. Екатерина не захотела портить такой знаменитый камень огранкой, велев отшлифовать его и сделать подвеску.
Придворные ювелиры практически сохранили природную форму камня, лишь немного поправив ее, чтобы «рубин» стал похож на гроздь винограда. Дополнительно эту форму обыграли золотыми виноградными листочками с эмалью, так, что камень стал полноценным украшением-подвеской.
«Рубином Цезаря» подвеску называли вплоть до революции, после которой камень изучил профессор-минералог академик Александр Ферсман. Он и выяснил, сопоставив размеры и вес камня, что это точно не рубин. Публикация Ферсмана, где он описал камень как рубеллит, редкий и ценный сорт турмалина, вызвала удивление в Швеции, следившей за судьбой своего давнего подарка.
Шведы даже выдвинули версию, что камень был подменен, но нашлись старые замеры величины и веса турмалина, сделанные еще при Екатерине, которые подтвердили, что это все тот же «Рубин Цезаря».
После шлифовки, которую заказала Екатерина, турмалин имеет размеры 4х2,7 см и весит 255 карат, то есть больше 50 грамм, и это один из самых заметных экспонатов Алмазного фонда после царских регалий.
История еще одного известного рубина, оказавшегося совсем не рубином: