Вчера, да и сегодня, годовщина Голодомора.
В моей семье об этом не говорили и вроде бы каких-то жертв именно он не принес. Хотя дедушка с бабушкой 20-х годов рождения, а дедушка кулацкий сын. Но одну историю, связанную с голодом, я помню. Ее рассказывала бабушка, дедушка об этой части своей жизни почти не говорил.
Во время Второй мировой он был в концлагере Ноенгамме. В филиале под Бременом. Кормили их когда отбросами, когда ничем. Испытывали какие-то газы. А позже, когда Бремен начала бомбить союзная авиация отправляли собирать неразорвавшиеся снаряды и расчищать завалы. И вот в один из таких дней, по немыслимому чуду, в лагере, вместо привычных помоев, на ужин дали гороховую кашу. Ничего особенного- сваренный сухой горох, без заправок и подливы. Но дедушке он показался чем-то невероятно вкусным, таким, что запоминаешь на всю жизнь.
И вот однажды в мирное, сильно после военное время, дедушка, сидя на кухне и поедая молодую картошечку заправленную свежайшим укропом и сливочным маслом (в котором не было ничего кроме масла) с отбивной, сделанной из грудки курочки, которую бабушка буквально только что привезла с Владимирского рынка. И обжарила в сухариках. Которые были сделаны из батона, в котором не было ничего кроме масла, муки и яиц. Надо сказать, что отбивные бабушка делала с дедушкину ладонь, так вот дедушка имел неосторожность сказать бабушке, что отбивная и картошечка, и маслице, конечно, хорошо, но вот однажды в концлагере его кормили таким гороховым пюре, что ничего вкуснее он не едал и до сих пор помнит.
На следующие выходные бабушка поехала не на Владимирский рынок, а в обычный гастроном и купила горох. И приготовила она то самое горохове пюре. Но не такое, как в Ноенгамме. А все равно и масла добавила, и посолила. Дедушка это пюре есть не смог. Потому что когда ты имеешь лучшее, переходить к худшему, даже чуть-чуть - это уже катастрофа.
Но когда ты не имеешь ничего и даже жизнь кажется тебе случайностью или тяжким бременем, а смерть видится освобождением от мучений- гороховое пюре становится пирожным, вкусом счастья, который не перебить.
К чему это я? К тому, что нашей некоторой ментальной особенностью есть прибеднение, приухудшение и постоянные жалобы на то, чего у нас нет для полного счастья. В первую очередь это касается денег. Их никогда нет, цены всегда растут, чиновники- казнокрады. Налоги бешенные, тарифы- ужас, людям нечего есть, мы все умрем. Закончив перечислять дефицит материального мы переходим жаловаться на отсутствие душевного- люди злые, кругом одна агрессия, муж охладел, дети не слушаются, коллеги не уважают, руководитель недооценивает. Но ни в одном городе мира, в которых я была, я не видела столько норковых шуб, столько золота и бриллиантов, которые ездят просто в метро. С суровыми, нерадостными лицами.
Так может этот день или любой другой дан нам для того, чтобы остановиться и подумать, а что у нас есть. Хотя бы в холодильнике. И даже не смотря на то, что люди давно летают в космос, пересаживают стволовые клетки, печень и сердца, меняют пол, лица и местожительства, сегодня в 2020 на Земле остаются уголки, в которых люди собирают рисинки в крысиных норах. Если такой матери удается собрать горсть рисинок, то она знает, что ее дети сегодня будут сыты. Нет, это не я придумала, это можно узнать в документальном фильме Жана-Артюса Бертрана Human.
Как говорил Дейл Карнеги "Счастье не зависит от внешних условий. Оно зависит от условий внутреннего порядка. Вы счастливы или несчастны не благодаря тому, что вы имеете, и не в связи с тем, кем являетесь, где находитесь или что делаете; ваше состояние определяется тем, что вы обо всем этом думаете".
Давайте приучать себя думать о хорошем)