Ну вот мы и посмотрели сериал "Грозный" (2020 год). Ура! Что хочется сказать... Плохо у нас с историческим сериалом. Ох, как плохо!
Почему при просмотре "исторического сериала" отечественного производства остается ощущение лубка? Я долго думала: в чём же проблема? Вот нам рассказывают, что и костюмы шили по старинным рисункам, и до последней пуговицы соблюдали историческую правду, но...
Может быть, думала я, дело в декорациях? В отсутствии исторической натуры? В том, что зданий XVII века гражданской архитектуры у нас осталось раз, два и обчёлся?
Нет, ребята. Дело в халтуре. В банальнейшей халтуре. Начиная от того, что сценарист пишет сценарий, основываясь на фактах из Википедии и заканчивая тем, что артисты просто не умеют двигаться в исторических костюмах.
И всё думают: ну, зритель всё равно ничего не знает, какая разница? Всё равно никто ничего не поймёт. Кто, в конце концов, кроме профессионалов знает, чем отличаются одежды XV века от одежд XVI века. Я вот, хоть и историк по образованию, не знаю. Но я вижу, как артисты держат себя в старинных платьях - нелепо и неумело, как будто у них джинсы поддеты под старинные "хламиды".
Поэтому и бросается в глаза разница между тем, как держат себя, к примеру, актеры старой школы Леонид Кулагин (Макарий) и Татьяна Полякова (бабушка Глинская), которые умеют вживаться и в роль, и в эпоху, и в костюм; и Александр Яценко (Грозный в молодости) и Татьяна Лялина (царица Анастасия), которые всего этого не умеют.
Отличие "жизни на сцене" от "игры на сцене" в глаза бросается. И туда же можно отнести все постельные сцены. Я не спорю, между мужем и женой всё это было. Но пылкие поцелуи под берёзой царя и его молодой жены... Полное ощущение, что ряженые ребятишки целуются. Из тех, что стоят, к примеру, перед Историческим музеем в Москве для того, чтобы фотографироваться с туристами. Да и всё.
И, ребята, поверьте, лет 500 назад и целовались, и обнимались - но делали это не так, как это делаем мы. Пластика тела была иной. И не спрашивайте меня, откуда я это взяла. Люди в своих тяжелых одеждах из натуральных тканей двигались иначе, жили иначе, мыслили иначе. И целовались они, и в постели лежали - тоже иначе.
Да Бог с ней, с постелью! Вы мне скажите, откуда такой странный набор фактов? Куда делись, к примеру, Иван и Федор - дети Ивана Грозного? Почему пропустили свадьбу с Марфой Собакиной, а ведь это довольно любопытный эпизод из жизни царя. Ну, раз уж такой акцент сделали вообще на женских образах... Почему ее - выбросили? И в том же 1571 году, когда была свадьба с Марфой, женился Иван - старший сын Грозного. Куда это дели?
Убийство Старицких и увоз их младшей дочери боярином Захарьиным - отдельная тема. Я понимаю, что для драматизма сцену простроили, как добровольное самоубийство, но ведь это неправда.
Завоевание Казани оказалось за кадром. А почему? Не хватило мощностей для съемки? Или фантазии для сценариста? А где поход на Новгород? А захлебнувшийся в крови Псков? А война с крымским ханом? А фигура митрополита Филиппа? Понятно, что в сериал всё не впихнёшь, но почему так странно расставлены акценты? Почему основные политические поступки царя вычеркнуты, а второстепенные - остались?
Я уже писала, почему так произошло. Почему произошел перекос в пользу личностных отношений, почему так подробно рассматривались отношения царя с жёнами, личностное противостояние с боярами... Всё это - только ради эмоционального сопереживания главному герою - царю Ивану Грозному. Достоин ли он такого сопереживания? Того ли ждёт от нас История? Сопереживания или, быть может, анализа прошедших событий и поступков властителей? Может быть, потому у нас всё так и не ладится, что мы всё только плачем, или смеёмся, а думать не хотим?
Ставьте лайк, если вам понравилось, и подписывайтесь на мой канал.