Найти тему
Тонкая штучка

"Грозный". Как бы исторический сериал

Ну вот мы и посмотрели сериал "Грозный" (2020 год). Ура! Что хочется сказать... Плохо у нас с историческим сериалом. Ох, как плохо!

Почему при просмотре "исторического сериала" отечественного производства остается ощущение лубка? Я долго думала: в чём же проблема? Вот нам рассказывают, что и костюмы шили по старинным рисункам, и до последней пуговицы соблюдали историческую правду, но...

Может быть, думала я, дело в декорациях? В отсутствии исторической натуры? В том, что зданий XVII века гражданской архитектуры у нас осталось раз, два и обчёлся?

Всё дело в халтуре... Вот и здесь, женщина одета в костюм более поздней эпохи, нежели та, про которую идёт речь. Как минимум, на сто лет позже, а то и более. Кадр из сериала.
Всё дело в халтуре... Вот и здесь, женщина одета в костюм более поздней эпохи, нежели та, про которую идёт речь. Как минимум, на сто лет позже, а то и более. Кадр из сериала.
Вот они - европейские женщины XVI века
Вот они - европейские женщины XVI века

Нет, ребята. Дело в халтуре. В банальнейшей халтуре. Начиная от того, что сценарист пишет сценарий, основываясь на фактах из Википедии и заканчивая тем, что артисты просто не умеют двигаться в исторических костюмах.

И всё думают: ну, зритель всё равно ничего не знает, какая разница? Всё равно никто ничего не поймёт. Кто, в конце концов, кроме профессионалов знает, чем отличаются одежды XV века от одежд XVI века. Я вот, хоть и историк по образованию, не знаю. Но я вижу, как артисты держат себя в старинных платьях - нелепо и неумело, как будто у них джинсы поддеты под старинные "хламиды".

Вот я влезла в интернет и нашла: слева царские одежды времен Ивана III (старинная фреска), а справа - подлинное царское платье Ивана Грозного. Разница видна.
Вот я влезла в интернет и нашла: слева царские одежды времен Ивана III (старинная фреска), а справа - подлинное царское платье Ивана Грозного. Разница видна.

Поэтому и бросается в глаза разница между тем, как держат себя, к примеру, актеры старой школы Леонид Кулагин (Макарий) и Татьяна Полякова (бабушка Глинская), которые умеют вживаться и в роль, и в эпоху, и в костюм; и Александр Яценко (Грозный в молодости) и Татьяна Лялина (царица Анастасия), которые всего этого не умеют.

А это Грозный из сериала. Видите, да, что одежда более ранней эпохи? Сравните с фото выше.
А это Грозный из сериала. Видите, да, что одежда более ранней эпохи? Сравните с фото выше.

Отличие "жизни на сцене" от "игры на сцене" в глаза бросается. И туда же можно отнести все постельные сцены. Я не спорю, между мужем и женой всё это было. Но пылкие поцелуи под берёзой царя и его молодой жены... Полное ощущение, что ряженые ребятишки целуются. Из тех, что стоят, к примеру, перед Историческим музеем в Москве для того, чтобы фотографироваться с туристами. Да и всё.

И, ребята, поверьте, лет 500 назад и целовались, и обнимались - но делали это не так, как это делаем мы. Пластика тела была иной. И не спрашивайте меня, откуда я это взяла. Люди в своих тяжелых одеждах из натуральных тканей двигались иначе, жили иначе, мыслили иначе. И целовались они, и в постели лежали - тоже иначе.

Вот вам лубок XVIII века. Да, это картинка. Да, лубочная. Но! Вот вам восприятие интимных отношений, вот вам пластика, вот вам отношение современников к этой теме. Из такой пластики и надо исходить, тогда фильм не будет выглядеть лубочным. Парадокс, на котором строится искусство.
Вот вам лубок XVIII века. Да, это картинка. Да, лубочная. Но! Вот вам восприятие интимных отношений, вот вам пластика, вот вам отношение современников к этой теме. Из такой пластики и надо исходить, тогда фильм не будет выглядеть лубочным. Парадокс, на котором строится искусство.

Да Бог с ней, с постелью! Вы мне скажите, откуда такой странный набор фактов? Куда делись, к примеру, Иван и Федор - дети Ивана Грозного? Почему пропустили свадьбу с Марфой Собакиной, а ведь это довольно любопытный эпизод из жизни царя. Ну, раз уж такой акцент сделали вообще на женских образах... Почему ее - выбросили? И в том же 1571 году, когда была свадьба с Марфой, женился Иван - старший сын Грозного. Куда это дели?

Убийство Старицких и увоз их младшей дочери боярином Захарьиным - отдельная тема. Я понимаю, что для драматизма сцену простроили, как добровольное самоубийство, но ведь это неправда.

Завоевание Казани оказалось за кадром. А почему? Не хватило мощностей для съемки? Или фантазии для сценариста? А где поход на Новгород? А захлебнувшийся в крови Псков? А война с крымским ханом? А фигура митрополита Филиппа? Понятно, что в сериал всё не впихнёшь, но почему так странно расставлены акценты? Почему основные политические поступки царя вычеркнуты, а второстепенные - остались?

Как-то так... Кадр из сериала.
Как-то так... Кадр из сериала.

Я уже писала, почему так произошло. Почему произошел перекос в пользу личностных отношений, почему так подробно рассматривались отношения царя с жёнами, личностное противостояние с боярами... Всё это - только ради эмоционального сопереживания главному герою - царю Ивану Грозному. Достоин ли он такого сопереживания? Того ли ждёт от нас История? Сопереживания или, быть может, анализа прошедших событий и поступков властителей? Может быть, потому у нас всё так и не ладится, что мы всё только плачем, или смеёмся, а думать не хотим?

Ставьте лайк, если вам понравилось, и подписывайтесь на мой канал.