Есть одна хорошая штука, которую привнес в нашу жизнь коронавирус.
Медицинский мир стал обращать внимание на усталость.
Синдром усталости после перенесенной «простуды» — штука не новая. Болели когда-нибудь гриппом? А помните, как тяжело таскать ноги еще две недели после условного выздоровления? А еще есть риновирусы, аденовирусы, парагрипп и многое другое — они тоже дают знатный астенический синдром.
Но отчего-то только COVID-19 привлек внимание к этой проблеме. Когда стало понятно, что не каждый болеет тяжело, но почти каждый встречается с астенией — усталостью, сонливостью, полным бессилием, когда болезнь вроде бы кончилась и врач закрыл больничный, но сил жить нету — этой проблемой стали заниматься. О ней стали говорить.
Услуги реабилитации после COVID-19 предлагают медицинские центры. В этом предложении больше маркетинга, чем реальной пользы, но сам факт говорит о том, что запрос на реабилитацию есть у многих.
Врачам предлагают лекции и образовательные модули по тому же вопросу. Так потихоньку создается понимание, что вирусная «простудка» — это не всегда неделя соплей. Иногда это еще и долговременные последствия.
Люди штурмуют аптеки, скупая витамин D. Недавно я обнаружила, что в нашем городе его вымели отовсюду начисто. И эта реакция обывателей тоже показательна. Про D-дефицит говорили давно и много, но коронавирус заставил наконец людей прислушаться.
Астения — штука серьезная и важная. Коронавирус точно действует на нервную систему, но мы пока точно не знаем как. Возможно, нарушает работу рецепторов нервных клеток или запускает другие изменения на молекулярном уровне.
Судя по острому вниманию к этой проблеме, в ближайшие годы мы получим много интересных фактов по вопросу усталости после ОРВИ.
Врачи перестанут говорить: «Вы все выдумываете». Пациенты начнут бережнее относиться к своему здоровью и начнут верить своим ощущениям.
И человечество станет чуть менее усталым.
Что думаете?