В XVII веке мы вполне имели шансы прогуляться по Европе, не выезжая из Москвы. В Москве располагалась Немецкая слобода - район города, заселенный иностранцами. Среди них были не только немцы, но так уж повелось в то время у русского человека, что любого иностранца он звал"немцем", "немым", т.е. не говорящим по-русски. Жили в Немецкой слободе англичане, шотландцы, голландцы, немцы, датчане, шведы, и др. Сами москвичи прозвали слободу Кукуй.
Впервые приглашать чужеземцев на постоянное жительство в Москву стали наши цари Василий III и Иван VI Грозный. Во время Смуты в 1611 г. Немецкая слобода погорела. По окончании Смутного времени, уже при царе Михаиле Федоровиче, иностранцы вновь приезжают и селятся в Москве. Восстановление хозяйства после Смуты и новые явления экономической жизни страны в XVII веке потребовали грамотных специалистов. Кем были эти приезжие люди? - в большинстве - офицерами, служившими в "полках нового строя". Офицеры приезжали с женами, семьями, и со временем в Немецкой слободе сложилась целая инфраструктура: действовали протестантские кирхи (3), проживали обслуживающие слободу ремесленники, купцы, врачи, аптекари. Позже появилась еще и католическая церковь.
Помимо военных, правительство приглашало специалистов в различных областях промышленности; так, нашей первой мануфактурой стал основанный в 1631 г. голландцем Винниусом медеплавильный завод на Урале; в 1637 году Винниус основал в Туле завод для отливки железных пушек и ядер. Иностранцам ставилось условие не скрывать секреты своего производства. Михаил Федорович звал на службу ученого Адама Олеария, бывшем в Москве с посольством (тот отказался).
Первые цари из династии Романовых - западники: так, Михаил Федорович приказывал придворным одеваться в короткие кафтаны и брить бороду (оставлялись усы по "польскому образцу"). Несмотря на противодействие патриарха, европейская одежда и обычаи при дворе постепенно пробивали дорогу.
Царь Алексей Михайлович указом 1652 г. отвел иностранцам землю на месте старой сгоревшей Немецкой слободы - на Яузе за Покровскими воротами. Иностранцев переселяли сюда за счет казны. По переписи населения 1665 г. в слободе было отмечено 206 дворов.
Иностранцы устроили себе небольшой городок с прямыми аккуратно подметенными улицами, домами европейской планировки, палисадниками и садами. Чешский путешественник Тарнер описывал тамошний порядок "на образец германских городов при сооружении и умножении домов, которые строили красиво и расчетливо". Говорили обитатели слободы на своих языках и жили своим бытом. Русских людей удивляло положение женщин в немецкой слободе: те участвовали в балах и наряду с мужчинами. Патриарх Никон добился, чтобы иностранцам запретили носить русскую одежду; для того, наверное, держать их под контролем, чтобы были на виду.
Впрочем, при всей нелюбви даже церковь ничего не могла поделать с иностранцами в Немецкой слободе. О том, как ценили немецких (и других иностранных) специалистов цари, говорит строгий запрет стрельцам: в слободу ни при каких обстоятельствах не заходить. Во время стрелецких бунтов XVII века стрельцы обходили Кукуй стороной.
Интересно, что в слободе проживало относительно немного католиков, что видно и по соотношению церквей. Отношение русской православной церкви к протестантам было намного мягче, чем к католикам. Первая католическая церковь появилась в Немецкой слободе лишь в 90-х годах XVII века уже только в правление молодого царя Петра I в 1690-х гг.
Быт Немецкой слободы, нравы и обычаи ее жителей оказали влияние на формирование личности будущего императора Петра I. С Европой Петр впервые познакомился здесь, приобрел друзей, ставших его ближайшими советниками - Лефорта и Гордона, и встретил свою первую любовь - дочь немецкого ювелира Анну Монс (в Москве ее неласково называли "кукуйской царицей").
В XVIII веке в связи с реформами Петра I многое изменилось в России. Немецкая слобода застраиваться дворцами русских вельмож, ее автономия потеряла актуальность. Сейчас это - район Москвы Лефортово.