Искусствовед, директор МАММ Ольга Свиблова рассказала «РП», почему так произошло.
Россия заняла лидирующую позицию в контрабанде
предметов искусства. Об этом говорится в ежегодном отчете Всемирной таможенной организации.
На долю России приходится более половины (58,5%) нарушений, зафиксированных в 2019 году -
из 227 случаев 133 произошли в России. Незаконно ввезти в страну культурные объекты пытались 32 раза, а вывезти — 101 раз.
Также в топе оказались Украина (14 случаев контрабанды), Кипр (10), Куба (7), Чили (7), Перу, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия (по 3–4 случая).
При этом в докладе отмечается, что в мире происходит не так много преступлений, связанных с контрабандой искусства. Опасения искусствоведов насчет контрабанды из Сирии и Ирака в 2019 году не подтвердились. Большинство незаконных перемещений предметов искусства по-прежнему происходит на самолетах или автомобилях.
«РП» спросил у искусствоведа, директора «Мультимедиа Арт Музея» Ольги Свибловой, почему так произошло.
«Цифры неприятные. Но это не потому, что в русском человеке больше криминальных генов. Ведь если какие-то правила нарушаются – это звоночек тем, кто устанавливает правила ввоза и вывоза культурных ценностей. Значит эти правила сложные, невыполнимые и приводят к тому, что люди их нарушают, ищут обходные пути. Излишняя бюрократия - враг. В Европе, например, все намного проще, оформление передвижения предметов искусства легче», - говорит Ольга Свиблова.
По словам директора «Мультимедиа Арт Музея», проблема не только в том, что законы, касающиеся перемещения предметов искусства сложны и не всегда понятны, но и в том, что они постоянно меняются.
«Правила вывоза и ввоза культурных ценностей разные для граждан и для государственных арт-институций. Мне проще по опыту говорить о втором. За 24 года моего руководства музеем правила менялись не меньше 10 раз. 6 ноября 2020 года Минкульт принял новый документ «Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций». Этот документ в целом неадекватный и его придется менять в скором будущем. Но сейчас мы говорим о нем, так как он декларирует новые правила оформления работ для межмузейного обмена, в том числе вывоза культурных ценностей за рубеж. Все старые правила, сложные, но к которым музеи уже адаптировались, сохраняются: получение у Министерства культуры разрешения на вывоз, оформление таможенных документов. Теперь к огромному количеству этих обязательных бумаг добавляется новый регулятор – Государственный каталог Музейного фонда РФ. Сам по себе ГК нужен и важен. Но добавление к нему новой функции регулятора вывоза/ввоза культурных ценностей вызывает много вопросов. Для того, чтобы выполнить требования этого нового регулятора, необходимы новые специалисты, музейные хранители и так перегружены. При заполнении наскоро созданной и непродуманной электронной системы будут неминуемо возникать ошибки (вручную забиваются 8-12-значные цифровые коды), и появится новая проблема - многосоставные выставки, состоящие из работ не только музеев, но и коллекционеров, и художников, придется вывозить по разным декларациям, соответственно, упаковывать в разные ящики, что значительно удорожит вывоз выставок. Плюс добавляется огромное количество ненужных документов, которые мы должны затребовать у наших зарубежных коллег. На их сбор уйдут месяцы и годы. Межмузейный обмен с зарубежными странами – важнейший фактор культурной дипломатии. Нельзя сказать, что у российских музеев на этом фронте большие достижения. Зная российские бюрократические проблемы, немногие зарубежные коллеги горят желанием работать с российским искусством. Новый документ добавляет сложностей не только зарубежному, но и российскому межмузейному обмену. Легче сложить руки и не делать ничего. Тогда возникает вопрос, зачем собирать музейные коллекции и их содержать? Произведения искусства должны жить. Они живут в движении, и правила, регулирующие их перемещение, должны этому помогать, а не мешать», - подытоживает Ольга Свиблова.