Мнение Великой матери богов о себе самой в интерпретации римского писателя и поэта II века Апулея:
Апулей, «Метаморфозы или Золотой Осел»
«Вот я пред тобою, Луций, твоими тронутая мольбами, Мать природы, Госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшее из Божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех Богов и Богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновенья, преисподней плачевное безмолвие. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся Вселенная. Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской Матерью Богов, тут исконные обитатели Аттики - Минервой Кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, - Пафийской Венерой, критские стрелки - Дианой Диктиннской, трехъязычные сицилийцы - Стигийской Прозерпиной, элевсинцы - Церерой, древней Богиней, одни - Юноной, другие - Беллоной, те - Гекатой, эти - Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем - царственной Изидой…»
Интересно свидетельство Плутарха о том, что главная богиня каппадокийцев могла быть божеством грозы и молний. О том, что Великая Мать могла исполнять и роль громовержца я писал ранее - О женской сущности Перуна и Одина
Плутарх
«Да и самому Сулле, как рассказывают, во сне явилась богиня, чтить которую римляне научились от каппадокийцев, это то ли Луна, то ли Минерва, то ли Беллона. Сулле снилось, будто богиня, представ перед ним, протягивает ему молнию и, называя по имени каждого из его врагов, повелевает поразить их, и, пораженные молнией, они падают и исчезают».
Софокл
молитва хора из «Филоктета»
«Царица гор, ключ жизни вечный, Зевса матерь самого, Что златоносного Пактола Блюдешь течение — Земля! Чьей волей над быком могучим Ретивый торжествует лев...»
Терзание львом быка - символ Новруза (иранского праздника начала весны). Ниже, рельеф из ахеменидского дворца в Персеполе. Главным символом Матери богов был как известно лев. Терзание львом быка трактовалось как торжество света над тьмой, добра над злом, порядка над хаосом и т.д. В жертву Великой Матери всегда приносили быков. Тавроболий (лат. Taurobolium) обряд жертвоприношения быков - основа культа Великой Матери.
Страбон "География"
«Что касается берекинтов - одного из фригийских племен и вообще фригийцев, а также троянцев, живущих в окрестностях Иды, То они почитают Рею, справляя ей оргии, и называют ее Матерью богов, Агдистидой и Великой фригийской богиней, а также от имени местностей - Идеей, Диндименой, Сипиленой, Пессинунтидой, Кибелой и Кибебой. Греки же называют ее служителей тем же именем куретов; однако они не заимствуют это название из того же круга мифических рассказов, считают их какими-то демонами-помощниками подобно сатирам. Их же называют корибантами».
Евстафий Фессалоникский отмечает, что в Вифинии (северо-запад Малой Азии) верховного бога Зевса почитали как Аттиса - спутника Великой Матери, умирающего и воскресающего бога-скопца. Хорошо известно, что все жрецы Матери богов были также скопцами. В сущности, жители Вифинии считали Зевса одним из вариантов Великой Матери.
Евстафий митрополит Фессалоникский, вторая половине XII в. н. э. Схолия к "Илиаде" Гомера.
«Здесь же пригодно и свидетельство Арриана, сказавшего в «Βιθυνιακα», что вифинцы, всходя на вершины гор, называли Зевса папою и его же Аттисом»
Интересно сообщение Геродота, в котором он отмечает, что персы считали бога Митру женским божеством - богиней Венерой (Уранией, семитской Иштар). Длительное время считалось, что Геродот ошибался в этом вопросе и перепутал персидских богов, но, скорее, отец истории был прав. Митра, будучи спутником верховной иранской богини Анахиты, действительно, мог трактоваться и как женское божество. Тем более, что впоследствии, на рубеже н.э. культ Митры (римский митраизм) был схож с почитанием Великой Матери. Римский Митра также связывался с горами, пещерами и тавроболией - символами Богини Матери.
Геродот "История"
«Так, Зевсу они (персы) обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом. Совершают они жертвоприношения также солнцу, луне, огню, воде и ветрам. Первоначально они приносили жертвы только этим одним божествам, затем от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы – Алилат, а персы – Митра)»
Многочисленные свидетельства античных авторов о том, что культ Артемиды Таврической (Кибелы, Матери богов и т.д.) был перенесен из Крыма видимо следует трактовать в обратном направлении. Культ Богини Матери в Малой Азии появился еще в неолите, поэтому именно из Анатолии он попал в Крым и на северное побережье Черного моря. Вполне возможно, что в Крыму у тавров культ верховного женского божества сохранился в более архаическом виде.
Страбон "География"
«На этом Антитавре находятся глубокие и узкие долины, в которых расположены город Команы и святилище Энио, которую местные жители называют Ма. Это — значительный город, однако большая часть его населения состоит из одержимых божеством и храмовых служителей. Жители города — катаонцы; вообще они подвластны царю, но в большинстве случаев подчиняются жрецу. Жрец — глава храма и храмовых рабов, которых во время моего пребывания там было больше 6000, мужчин и женщин вместе. Храму принадлежит также большой участок земли, доходами с которого пользуется жрец. Он является вторым по значению в Каппадокии лицом после царя. Обычно жрецы принадлежали к тому же роду, что и цари. Эти священные обряды — обряды Артемиды Таврополос, по-видимому, перенесли сюда из таврической Скифии (из Крыма) Орест и его сестра Ифигения; здесь они положили свои волосы»
Геродот "История"
«У тавров (в Крыму) существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море следующим образом. Сначала они поражают обреченных дубиной по голове. Затем тело жертвы, по словам одних, сбрасывают с утеса в море, ибо святилище стоит на крутом утесе, голову же прибивают к столбу. Другие, соглашаясь, впрочем, относительно головы, утверждают, что тело тавры не сбрасывают со скалы, а предают земле. Богиня, которой они приносят жертвы, по их собственным словам, это – дочь Агамемнона Ифигения. С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом, обычно над дымоходом. Эти висящие над домом головы являются, по их словам, стражами всего дома».
Анатолийский всадник (аналог фракийского всадника) Какасбос с дубиной в руке. Именно дубиной чаще всего убивали жертв в Каппадокии. Справа, Мать богов и всадники. Изображения первых веков н.э. из музея в Анталье.
Страбон "География"
«В Каппадокии (так как здесь есть большой клан магов, которые называются пирефами, и множество святилищ персидских божеств) при жертвоприношениях не применяют ножа, а пользуются чем-то вроде полена, убивая жертву как бы молотом».
Кассий Дион
"Римская история"
Комана принадлежит к нынешней провинции Каппадокия, и предполагалось, что вплоть до того времени в ней находились статуя Артемиды Таврической и потомков Агамемнона. В Каппадокии существует два города с таким названием, недалеко друг от друга, которые претендуют на одни и те же почести; ибо истории, которые они рассказывают, и реликвии, которые демонстрируют, одинаковы, в том числе меч, имеющийся в каждом из городов и предположительно принадлежавший Ифигении
Богиня Мать передает напиток бессмертия герою. Золотая пластина из скифского кургана, с. Сахновка, IV в. до н. э.
Богиня Мать на троне и всадник. Ранний сюжет, ставший на рубеже н.э. прообразом иконографии Фракийского всадника. Золотая пластина из кургана с. Мерджаны (рядом с Анапой), IV—III вв. до н. э
Страбон "География"
«Мидийцы и армяне почитают все священные обряды персов. В особом почете культ Анаитиды у армян, которые в честь этой богини построили святилища в разных местах, в том числе и в Акилисене. Они посвящают здесь на служение богине рабов и рабынь. В этом нет ничего удивительного. Однако знатнейшие люди племени также посвящают богине своих дочерей ещё девушками. У последних в обычае выходить замуж только после того, как в течение долгого времени они отдавались за деньги в храме богини, причём никто не считает недостойным вступать в брак с такой женщиной».
Ниже, слева, Богиня Мать, как образ огороженного пространства, укрепленного города. Ее головной убор в виде крепостной стены стал впоследствии основой для символа Богоматери hortus conclusus "огороженный, запертый сад". Я писал об этом ранее в статье "Асгард - город Богородицы". Справа, Мать богов с ее львами, рядом, видимо Гермес. Наверху, плохо различимое изображение фракийского всадника. Оба изображения Кибелы I - III в.
Читайте далее о культе Богини Матери у славян: