Специалисты «Российской газеты» рассказали, чем обернется бум производства автомобилей в России.
Отечественные автозаводы работают изо всех сил, чтобы ликвидировать дефицит автомобилей на рынке и выполнить дополнительные заказы от государства. Однако специалисты считают, что это может усугубить ситуацию в 2021 году, когда спрос снизится, а госзаказы будут практически выполнены. Примечательно, что многие автозаводы начали работать в России раньше, чем в других странах. На этот шаг пришлось пойти, чтобы сократить убытки и сохранить персонал, но при этом дилерские центы во многих регионах были все еще закрыты. Дабы избежать перепроизводства многие предприятия перешли на сокращенный режим.
Для поддержания заводов власти приняли целый ряд антикризисных мер, которые позволили увеличить загрузку автопрома несмотря на падение розничных продаж. В текущем году были проведены опережающие закупки автотехники, которые планировалось совершить несколько позже. На эти нужды было выделено 4,5 млрд рублей, чего хватит примерно на 33 тыс. дополнительно выпущенных машины. АвтоВАЗ получил заказ на 16 тыс. машин по программе опережающих госзакупок. Это позволило предприятию не переходить на четырехдневную рабочую неделю. Благодаря восстановлению спроса на рынке автопроизводитель ввел дополнительные рабочие смены по выходным дням. Ульяновский автозавод и предприятие «Соллерс Форд», которым пришлось перейти на «четырехдневку» уже с октября вернулись к штатному графику.
Старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова считает, что оценить эффективность опережающих госзакупок автотехники можно будет лишь основываясь на годовых показателях. «Пока только можно сказать, что автопром жив во многом благодаря и этой мере тоже», — считает аналитик. Консультант компании Simon-Kucher & Partners Иван Кондратенко отмечает, что выделение средств на госзакупки является не основным инструментом, который использует правительство для поддержки автопрома, и он не является определяющим в обеспечении значительного объема производства. Однако же любые меры поддержки приветствуются, и даже закупка спецтехники позволят избежать сокращения рабочих мест. Особенно это помогает на предприятиях, которые не ориентированы на массовый рынок.
Несмотря на меры поддержки от государства в уходящем году показатели могут оказаться печальными. Согласно сведениям Росстата, за девять месяцев текущего года в России было выпущено 995 тыс. новых легковых авто, что на 22,5% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Продажи новых машин за этот период сократились на 12,1% и составили 1 млн 189 тыс. единиц. К концу года ситуация может улучшиться, поскольку наблюдается повышенный спрос, к которому некоторые заводы оказались не готовы. Теперь у дилеров наблюдается дефицит машин, а кое-где даже выстроились очереди.
Ажиотажный спрос может быть обусловлен нестабильностью курса рубля, и желанием россиян приобрести новую машину до очередного скачка цен. Аналитики агентства «Автостат» считают, что после того, как спрос будет удовлетворен, рынок вновь ждет провал. Согласно предположениям аналитиков, в 2021 году рынок сократится еще на 5–6% относительно 2020 года и составит 1,35 млн новых машин. Нельзя забывать о сокращении госзакупок в 2021–2022 годах, поскольку средства уже реализованы в текущем году.
Это вынудит заводы задуматься о введении новых антикризисных мер. АвтоВАЗ уже сообщил о готовности ввести четырехдневку с первого января 2021 года на срок до шести месяцев в условиях негативного развития ситуации на рынке. Окончательного решения по данному вопросу еще нет. Вероятно, что завод сохранит полную рабочую неделю, но уменьшит скорость конвейера.
Издание AvtoVAZ News сообщает, что АвтоВАЗ уже получил госзаказ на выпуск 2,5 тыс. автомобилей Lada 4x4 для нужд медицинских учреждений, который должен быть выполнен до конца февраля 2021 года. Линию В0, где выпускаются модели Lada Largus и Xray, а также Renault Logan и Sandero, переводить на сокращенный режим в будущем году не планировалось изначально.
Анна Бодрова считает, что нельзя бесконечно держать автопроизводителей на аппарате «искусственного дыхания». Если постоянно стимулировать автопроизводителей извне, они могут утратить способность к конкуренции. Загрузка производственных мощностей будет повышаться, если внутренний спрос начнет оживать по мере восстановления экономической системы России.
На данный момент известно, что на господдержку автопрома правительство выделит 17,5 млрд рублей. В программы автокредитования инвестируют около 9 млрд рублей, которых хватит на субсидирование приобретения примерно 90 тыс. машин. На программы льготного лизинга направят 3,8 млрд рублей, что позволит реализовать около 7,6 тыс. машин.
Иван Кондратенко считает, что именно на программы льготного автокредитования, льготного лизинга и доступной аренды правительство делает ставки в 2021 году. Однако сейчас сложно сказать насколько эффективными они окажутся и что будет с автопромом и рынком в следующем году, однако даже планируемые 17,5 млрд рублей лишними не будут.