Найти тему
Роман Апрелев

Г. Александров. Мастер смеха международного класса

Поговорим о невероятно серьезном феномене: комедии. Поводом стал документальный фильм “Снайпер комедии Григорий Александров”. В искусстве рассмешить ведь очень важно попасть в точку. Разумеется, у каждого зрителя свои критерии. Кто-то улыбается, считывая тонкие аллюзии, кто-то ржет от звука испускаемых газов.

Кадр из “Снайпера комедии Григория Александрова”
Кадр из “Снайпера комедии Григория Александрова”

Комедии Александрова были рассчитаны на очень широкого зрителя. Юмор невзыскательный, но это не значит, что простой. Пьяный поросенок на столе, певичка, разбивающая сырые яйца о гипсовый бюст, - это сценки, не требующие от аудитории умственного напряжения. Но сами по себе они не будут смешными. Их нужно заставить заискриться. Кредо Александрова было таким: зритель должен чувствовать себя умнее героев и потешаться над ними.

Кадр из “Снайпера комедии Григория Александрова”
Кадр из “Снайпера комедии Григория Александрова”

Григорий Васильевич снял немало фильмов, но в истории остались пять: “Веселые ребята”, “Цирк”, “Волга-Волга”, “Светлый путь” и “Весна”. Его творческий взлет уместился в полтора десятилетия. Потом была вполне пристойная кинобиография “Композитор Глинка”, а больше и вспомнить нечего. Вероятно, комедия - все же дело молодых.

Кадр из “Снайпера комедии Григория Александрова”
Кадр из “Снайпера комедии Григория Александрова”

Успешной карьеры могло и не быть: “Веселых ребят” запретили к показу в СССР. Картину признали буржуазной. Но она с успехом прошла за рубежом. Спасло судьбу ленты то, что ее показали лично Сталину. Вождь очень смеялся. Что ж, значит, и народу можно разрешить посмеяться. “Волга-Волга” и вовсе стала любимым фильмом руководителя страны. Он смотрел ее неоднократно и даже послал Рузвельту. Кстати, идею снять комедию о великой реке советскому режиссеру подсказал Чарли Чаплин, с которым Александров и его супруга Любовь Орлова были дружны.

В компании с Чаплином. Кадр из “Снайпера комедии Григория Александрова”
В компании с Чаплином. Кадр из “Снайпера комедии Григория Александрова”

После войны на сценах пошли комедии, народ требовалось отвлекать от суровых будней. Александров обзвонил театры и пришел к грустному выводу, что советских пьес там не ставят. И даже русских дореволюционных. Не было материала. К слову, из официально признанной комической драматургии сталинского времени до нас ничего особо не дошло. “Баня” и “Клоп” Маяковского разве. Булгаков и Шварц не особо правоверны.

Александров и Орлова. Кадр из “Снайпера комедии Григория Александрова”
Александров и Орлова. Кадр из “Снайпера комедии Григория Александрова”

А вот в кино удалось отметиться “Весной”. После войны народ ждал, надеялся, что теперь-то будем жить по-другому. Не зря же терпели, боролись. Музыкальный фильм попал в эти настроения. Но в следующей ленте Александров отходит от любимого комедийного стиля, снимая пропагандистскую “Встречу на Эльбе”.

Читайте также: Что общего у Воркуты и космоса