Поговорим о невероятно серьезном феномене: комедии. Поводом стал документальный фильм “Снайпер комедии Григорий Александров”. В искусстве рассмешить ведь очень важно попасть в точку. Разумеется, у каждого зрителя свои критерии. Кто-то улыбается, считывая тонкие аллюзии, кто-то ржет от звука испускаемых газов.
Комедии Александрова были рассчитаны на очень широкого зрителя. Юмор невзыскательный, но это не значит, что простой. Пьяный поросенок на столе, певичка, разбивающая сырые яйца о гипсовый бюст, - это сценки, не требующие от аудитории умственного напряжения. Но сами по себе они не будут смешными. Их нужно заставить заискриться. Кредо Александрова было таким: зритель должен чувствовать себя умнее героев и потешаться над ними.
Григорий Васильевич снял немало фильмов, но в истории остались пять: “Веселые ребята”, “Цирк”, “Волга-Волга”, “Светлый путь” и “Весна”. Его творческий взлет уместился в полтора десятилетия. Потом была вполне пристойная кинобиография “Композитор Глинка”, а больше и вспомнить нечего. Вероятно, комедия - все же дело молодых.
Успешной карьеры могло и не быть: “Веселых ребят” запретили к показу в СССР. Картину признали буржуазной. Но она с успехом прошла за рубежом. Спасло судьбу ленты то, что ее показали лично Сталину. Вождь очень смеялся. Что ж, значит, и народу можно разрешить посмеяться. “Волга-Волга” и вовсе стала любимым фильмом руководителя страны. Он смотрел ее неоднократно и даже послал Рузвельту. Кстати, идею снять комедию о великой реке советскому режиссеру подсказал Чарли Чаплин, с которым Александров и его супруга Любовь Орлова были дружны.
После войны на сценах пошли комедии, народ требовалось отвлекать от суровых будней. Александров обзвонил театры и пришел к грустному выводу, что советских пьес там не ставят. И даже русских дореволюционных. Не было материала. К слову, из официально признанной комической драматургии сталинского времени до нас ничего особо не дошло. “Баня” и “Клоп” Маяковского разве. Булгаков и Шварц не особо правоверны.
А вот в кино удалось отметиться “Весной”. После войны народ ждал, надеялся, что теперь-то будем жить по-другому. Не зря же терпели, боролись. Музыкальный фильм попал в эти настроения. Но в следующей ленте Александров отходит от любимого комедийного стиля, снимая пропагандистскую “Встречу на Эльбе”.
Читайте также: Что общего у Воркуты и космоса