Найти тему
Закрытая книга

Есть мнение, что Булгаков написал «Двенадцать стульев». Разбираюсь, почему это (не) так

Оглавление

Скажем честно: я не собирался писать эту статью. Более того — я и не знал о такой теории до того, как каждый третий комментатор под прошлой моей статьёй на тему этой широко известной книги стал об этом писать.

Желание публики — закон, и я хорошенько так покопал на эту тему, получив, прямо скажем, неожиданные результаты, которыми и спешу с вами поделиться.

Интересный факт: книгу «в бумаге» можно купить за какие-то копейки (если продавцы не худеют с жадности), потому что на неё истекли авторские права. Вы таки будете смеяться, но лично я купил «двенадцать стульев» в 2020. Для коллекции, так как советское издание истлело и развалилось от зачитывания.

Для начала — кто такой Булгаков?

Очень редкое цветное фото Булгакова
Очень редкое цветное фото Булгакова
Об этом человеке достаточно говорит уже то, что он пошел воевать «за белых» уже в конце 1918, на абсолютно добровольной основе и отлично понимая, как и чьи интересы они отстаивают

И снова-таки повторюсь, что тот ещё поц. Но отношения к его писательским навыкам это не имеет, история Булгакова важна нам в разрезе того, что написать книгу, подобную «Стульям» можно только плотно и успешно контактируя либо с «нашим Нью-Йорком» — «плавильным котлом» бывшей Российской Империи Одессой, либо с выходцами оттуда.
Это — жизненно необходимое условие для того, чтобы в книге появились некоторые многоуровневые и/или неочевидные шутки, из которых самая понятная широкому кругу лиц — «сын турецкоподданного».

Отсюда вытекает очевидный вопрос: может ли этим похвастаться Булгаов, являющийся (по версии криптоисториков) автором «Двенадцати Стульев»?

Нет

Не может. Мне не удалось найти упоминаний о близких друзьях-одесситах (коллег-писателей — не считаем, там общение как правило было недолгим и формальным, речь идёт о настоящих друзьях, которые могли бы ежедневным общением постепенно передать часть менталитета).

В Одессе он был дважды: на неделю где-то между 1922...23 годом — этот эпизод описан в «путевых заметках» и на два месяца в 1928 по работе (т.е. уже после выхода романа).

Первый гвоздь в крышку гроба

Автоматизированный лингвистический анализ

Автоматизация — будущее всех сфер общественной жизни!
Автоматизация — будущее всех сфер общественной жизни!

А теперь в дело идёт по настоящему тяжёлая артиллерия. Современные средства автоматизированного лингвоанализа позволяют проверять не отдельные строки, а весь текст в целом, раскладывая его на тысячи параметров, формируя уникальный лингвопортрет писателя, который невозможно подделать.
Это было сделано специально для выявления «литературных негров».

Самым доступным порталом, где имеются такие средства является Fantlab, где реализован алгоритм Алексея Львова, гарантирующий точность в 98.79% на достоверное подтверждение авторства и 99.96% на его вхождение в первую тройку.

Булгаков в таблице авторов есть, а вот Ильфа и Петрова — нет, что позволяет оценить авторство по статистической аномалии: если все будут равны, то авторами действительно будут ИиП, а вот если будет значимая статистическая аномалия...
А теперь сравним «Двенадцать стульев» и «Мастер и Маргарита» согласно наиболее часто приводимому примеру:

А сравните стиль: «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми» («12 стульев»); «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…» («Мастер и Маргарита»). Замечаете – ритм текстов совпадает!
ист. gorod-812.ru/12-stulev-eshhe-odin-argument-v-polzu-bulgakova/

А теперь — мы, как люди советского склада ума, применим научный подход вместо гуманитарного:

«Мастер и Маргарита». Чёткая, отрывающаяся на 10 баллов статистическая аномалия.
«Мастер и Маргарита». Чёткая, отрывающаяся на 10 баллов статистическая аномалия.
«Двенадцать стульев». Как видим — статистической аномалии нет, максимальный «разлёт» — три балла, Булгакова здесь даже нет.
Предупреждение в нашем случае малоактуально: версия полагает, что единственным автором был Булгаков, значит алгоритм в этом случае должен давать чёткую статистическую аномалию.
«Двенадцать стульев». Как видим — статистической аномалии нет, максимальный «разлёт» — три балла, Булгакова здесь даже нет. Предупреждение в нашем случае малоактуально: версия полагает, что единственным автором был Булгаков, значит алгоритм в этом случае должен давать чёткую статистическую аномалию.
Полный лингвоанализ вы можете найти (и сравнить сами как промежуточные, так и итоговые результаты) на:
fantlab.ru/work9164/lp — «Мастер и Маргарита»
fantlab.ru/work182817/lp — «Двенадцать стульев»

У Булгакова уникальный словарный запас на 10000 знаков примерно на 1000 ниже, и так далее по списку. Когда «баллистика превращается в статистику» — книги начинают выглядеть абсолютно иначе.

Второй гвоздь в крышку гроба. И теперь...

Третий и последний. Закопать.

Булгаков сам опроверг своё авторство в своём же письме. Да, именно так. Доказательство:

Из книги «Михаил Булгаков: Под пятой. Дневник. Письма и документы»
Из книги «Михаил Булгаков: Под пятой. Дневник. Письма и документы»

Я думаю, что на этом последние сомнения отпадают.

Вместо итога

Теория последовательно разгромлена по всем фронтам, окружена и лежит в руинах, как немцы в Сталинграде. Хотя, признаться честно, на какое-то время я ей заинтересовался: пока не начинаешь копать — звучит здраво и правдоподобно. Не удивлён, что так много народу на это «повелось».

***

Поддержите меня копейкой на книги. Я категорически обещаю, что ни на что другое эти деньги не пойдут.

Если вам есть что сказать или предложить идею — смелее в комментарии, особенно с последним: это лучше всего поможет в продвижении канала.

Также вы меня таки очень сильно поддержите, поставив лайк и подписавшись на «Закрытую Книгу».
А чтобы принять решение, нужно оно вам или нет — можете посмотреть другие статьи на моём канале по ссылке выше: на текущий момент их уже чуть меньше сотни, что-то да найдёте;)