Найти тему
С Богом по жизни

Скиния собрания

Оглавление
“И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания...” (Лев. 1:1).

Лев. 1:1 знакомит нас с законченным сооружением, известным как скиния. Чтобы разобраться во всем, что Бог открыл Моисею по поводу того, как израильтяне должны были использовать скинию, необходимо выяснить, что представляла собой эта первая скиния собрания и какие приготовления были проведены по её устройству, чтобы Бог мог встретиться со Своим народом в таком месте, где и Он и Его народ были бы святы и где бы в полной мере царствовали Его милость и справедливость. Можно также поразмышлять над тем, что скиния собрания символизирует место, где Бог встречает нас, Свой народ, сегодня — каковым местом является церковь.

Первая встреча Бога с израильским народом произошла не в скинии или каком-то другом сооружении, а на горе Синай. Это было внушающее трепет и страх событие для израильтян. В третий месяц после исхода из Египта Бог повел их в пустыню к горе Синай и там явил Себя Своему народу, потребовав от них покорности завету, который Он собирался заключить с ними (Исх. 19:1-8). Так как Бог свят, израильтянам надо было подготовить себя к встрече с Ним — совершить омовения и на это время отказаться от обычных супружеских обязанностей (Исх. 19:14, 15). Вторая половина Исх. 19 полностью посвящена описанию картины сошествия Бога на гору, последствия которого в дальнейшем видны в Новом Завете: “Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу слов, который заставил слышавших просить, чтобы к ним не было продолжаемо слово... И столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «Я в страхе и трепете»” (Евр. 12:18-21).

Для чего Бог так грозно продемонстрировал Своё присутствие и силу? Один очевидный вывод состоит в том, что Он показывал израильтянам Своё превосходство над идолами, которым они поклонялись в Египте или думали поклоняться в пустыне. Однако следующий шаг Бога свидетельствует, что Он не хотел, чтобы Его почитали только из страха перед Ним.

Как мы далее читаем в книге Исход, Бог говорил с Моисеем на горе Синай, где дал ему закон для Израиля. Во время этой первой встречи еврейский народ согласился стать Божьим народом и соблюдать все условия заключённого с ним завета: “И весь народ отвечал единогласно, говоря: «Всё, что сказал Господь, исполним и будем послушны»...” (Исх. 19:8).

Помимо закона со всеми положениями и предписаниями, Моисей получил также указания о праздниках, которые Израиль должен будет праздновать (Исх. 23:14 и дал.). Ему были даны точные инструкции к постройке скинии — сооружения, куда Израиль будет приходить для поклонения и жертвоприношений, и где Бог будет встречаться с ними (Исх. 31—39). Инструкции к постройке скинии были настолько точны, что в Новом Завете говорится, что Моисею не только были даны устные указания, которые он записал (книга Исход), но и показан образец самой скинии (см. Евр. 8:5).

БОЖЬЯ ПЕРВАЯ СКИНИЯ СОБРАНИЯ: ШАТЁР МОИСЕЯ

Моисей был не только вождём израильского народа, которого избрал Бог, но также и тем, через кого Бог говорил с людьми. Моисей выступал в роли судьи, разрешавшего все споры, возникавшие между израильтянами. Библейские строки о том, как Иофор, тесть Моисея, придя навестить его и его семью, увидел, как тот судит народ, наводит на мысль о существовании некоего подобия места встреч, где Бог говорил с Моисеем (Исх. 18:13, 14). По мудрому совету Иофора было выбрано семьдесят человек, которые должны были помогать в разрешении споров, и с Моисея было снято тяжелое бремя судьи (Исх. 18:17-26). Из того шатра Бог говорил с Моисеем:

«Моисей же взял и поставил себе шатёр вне стана, вдали от стана, и назвал его скинией собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана...» (Исх. 33:7-11).

Бог говорил с Моисеем "лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим" (Исх. 33:11). Это совсем не похоже на то, как Бог в первый раз говорил с израильским народом. Моисей так же боялся приближаться к Богу, как и весь народ (Евр. 12:21).

БОЖЬЯ ВТОРАЯ СКИНИЯ СОБРАНИЯ: СКИНИЯ

Далее нас знакомят с более прекрасным и совершенным местом собрания — скинией (Исх. 40; Лев. 1:1). Она служила не только местом поклонения Богу, в чем заключалось её основное предназначение, но в скинии Моисей также получал дальнейшие указания от Бога. Бог Сам назвал этот шатер скинией собрания (Исх. 40:1, 2), туда заходил не только Моисей, но и Аарон (Исх. 40:31, 32).

Во время бесед с Моисеем Бог дал ему все указания относительно священства: их мы изучаем в книге Левит. Где это произошло? В “скинии собрания”. Таким образом, все откровения, повеления, слова поддержки и наставления Господь передавал Моисею из этого сооружения, которое Бог воздвиг для того, чтобы Его дети получили возможность общаться с Ним. Там Он мог их освятить, чтобы они стали угодными Ему.

БОЖЬЯ ТРЕТЬЯ СКИНИЯ СОБРАНИЯ: ЦЕРКОВЬ

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним... в Котором мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, которую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нём... чтобы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его...» (Еф. 1:3-14).

В Еф. 1:3-14 и в других местах Писания можно видеть параллель, проведенную между ветхозаветной скинией и новозаветной церковью. Скиния была образцом небесного устройства (Евр. 8:1-5).

Высокая стоимость и великий замысел

Из книги Исход мы узнаем, насколько дорогостоящим было внутреннее убранство скинии. Чем ближе было к Богу (к Святому святых), тем чище и безупречней становилось убранство. Количество золота, использованного при постройке скинии, по современным меркам почти не поддается оценке, и нам нужно в полной мере осознать смысл строк из книги Исход, где говорится о том, что Израиль "обобрал" Египет (Исх. 12:36).

Павел и Петр помогают нам понять, как дорого стоит новозаветная церковь. Павел сказал: "...[пасите] Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею" (Деян. 20:28). Петр сказал:

“Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, переданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца...” (1 Пет. 1:18-20).

К тому времени как Иисус пообещал создать церковь (Мф. 16:16-18), она была в проекте уже долгое время. В Дан. 2:44 говорится: "И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно".

Благодеяния и благословения

Скиния позволила Израилю войти в заветные отношения с Богом и встречаться с Ним в избранном Им Самим месте. Люди приступали к святому и праведному Богу, который простирал на них Свою благодать и милость через посредников — священников и первосвященников. Правила первого завета и святилища содержали в себе различные ограничения (см. Евр. 9:1). Представители других народов были вне этого завета и не допускались к месту расположения скинии. Израильтяне не могли приближаться к скинии, не принеся с собой всё необходимое для предписанной жертвы. Выполнив установленные Богом правила, они могли уйти с верой, что требования закона были соблюдены.

Сегодня церковь дает возможность Божьему народу вступать в отношения с Богом и поклоняться Ему в избранном Им Самим месте (см. Ин. 4:24). Мы приходим туда, когда покоряемся евангелию Христа (Мк. 16:15, 16; Деян. 2:28; Гал. 3:27), что является установлением заветных отношений с Ним. Мы приступаем всё к тому же Богу Ветхого Завета, но будучи ободряемы тем, что Он желает, чтобы мы приблизились к Нему (см. Евр. 4:14-16). Мы не нуждаемся в священнике, выступающем в роли звена между Богом и нами, так как нам от Него был дан Святой Дух (Деян. 2:38; Еф. 1:13 и дал.; Рим. 8:8, 14, 15), а в качестве посредника выступает Христос, наш Первосвященник (Евр. 4:14; 7:24-26). Мы также, исполнив предписания о поклонении и служении нашему Богу, живём с верой, что мы угодны Ему (Рим. 12:1, 2).

Божье откровение и провозглашение Его Слова

Мы познакомились с тем, что в скинии собрания Моисей получал от Бога необходимые ему указания относительно того, как приблизить народ к Богу. Это было место, где Моисей слушал Бога и где впоследствии руководство народом было передано Иисусу Навину (Втор. 31:4).

Так и церковь, имея откровение Слова Божьего, должна открывать его другим:

"Дабы ныне сделалась известной через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем" (Еф. 3:10, 11).

Павел даёт указания Тимофею учить верующих Слову Божьему, чтобы они узнали о спасении (1 Тим. 4:11-16). Иисус наставлял учеников проповедовать благую весть тем, кто не был связан Божьим заветом, чтобы и они могли обрести спасение (Мф. 28:18-20; Мк. 16:15, 16).

БОЖЬЯ ПОСЛЕДНЯЯ СКИНИЯ СОБРАНИЯ: НЕБЕСА

Бог зовёт Свой народ, связанный с Ним обоими заветами, отправиться к конечному месту встречи — на небеса (Отк. 4; 5; 22). Автор Послания к евреям напоминает нам, что полученный Моисеем от Бога образец скинии был планом изначального и истинного святилища — небес (Евр. 8:1, 2). В книге Откровение Иоанн пишет, что на небесах Бог обращается к верующим с последним призывом прийти и служить Ему вечно (Отк. 5:12-14), ибо "Сидящий на престоле раскинет шатёр Свой над ними" (Отк. 7:15). В конце книги Бог обращается к истинно верующим с удивительным приглашением: "И Дух и невеста говорят: «Приди!» И слышавший да скажет: «Приди!» Жаждущий пусть приходит..." (Отк. 22:17).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря предвечному замыслу Божьему люди в разное время и в разных местах могли встречаться и общаться с Богом. Находясь в той Божьей скинии собрания, которая называется церковью, мы должны сохранять свою веру, чтобы Бог мог призвать нас к служению Ему в последней скинии — на небесах.

Иудаизм в Библии | С Богом по жизни | Дзен