Найти в Дзене

Что объединяет Волочкову, Кадышеву, Баскова с Анастастей Вяльцевой и Идой Рубинштейн? Их роднит одно современное слово - попса.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Вы думаете, это слово "попса" означает элемент массовой культуры только в музыке? Запев-припев-примитивная мелодия? А вот и нет. Теперь попса проникла во все культурные слои, во все жанры.

Есть попса в народной музыке. Имена? Пожалуйста, Надежда Кадышева. Великая Зыкина отзывалась о её карьере в свойственной ей сдержанной манере: "Некоторые исполнители русской песни, которые выходят и с современным популярным репертуаром, должны хорошо подумать для чего они это делают". Ну а менее дипломатичная Надежда Бабкина заметила: " Это что угодно, только не русская песня. Стилизация попсовых мужниных песен под народный жанр."

Попса в балете - это Волочкова. Даже в лучшие свои годы она шокировала критиков и коллег невероятно тяжелыми ногами, неуклюжими прыжками, заваленными пируэтами и неспособностью поспевать за музыкой. Сегодня её шоу - жалкое, с точки зрения искусства балета, зрелище. От балета мало что осталось, так, пантомима, хаотичные метания, но при этом, как всегда, ослепительная улыбка, наивно-трогательное выражение глаз и невероятный, не снившийся иным выдающимся её коллегам талант сохранять хорошую мину при плохой игре. Ей говорят: не позорь балет, а она представляется в интернете не иначе как "прима-балерина", будучи по сути низкопробной попсовичкой.

На оперной сцене тоже встречается попса. Николай Басков - отличный эстрадный певец, но его Ленский - позор для Большого после блистательных Лемешева и Козловского. При том, что у Баскова исходные данные таковы, что при упорной работе из него наверняка мог бы получится крепкий оперный певец, но куда там, отрабатывать огромные объемы вложенных денег в поп-звезду кто будет?

Примеров хватает.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Но вот что интересно. В начале 20 века в России уже неплохо себя чувствовал новый культурный слой - массовый. А зародилась массовая культура в последние десятилетия 19 века. Промышленный подъем привел к росту массового потребления. Появились люди, способные позволить себе не только платье или пальто купить в магазине готовой одежды, но и посетить выставки картин или концерт. Критики тогда подметили главную черту массовой культуры: не богатая и не слишком образованная, но уже имеющая возможность заплатить за билет публика, отличалась эстетической незрелостью, отсутствием вкуса, стремлением к "красивости".

Именно в это время появляются оперетты, хоры и сольные исполнители, выходящие к зрителю с максимально доступным, не требующим осведомленности в области музыкального искусства, репертуаром. Оперетта, песни, романсы - легкая музыка, легко проникающая в сознание неискушенного зрителя.

Одна из таких обожаемых публикой певиц была Анастасия Вяльцева. История успеха бедной крестьянской девочки хрестоматийна. И сегодня огромное количество поп-звезд по всему миру идет тем же путем - не имея от рождения выдающихся вокальных данных, но обладая упорством, волей, высокой работоспособностью и, конечно, обаянием и природным артистизмом, они выстраивают головокружительную карьеру. При этом не чураются несвежего пиара, к чему прибегала и Вяльцева - уже тогда она понимала, что нужно поддерживать связи с прессой - это принесет исключительную пользу.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Ида Рубинштейн вписывается в поднятую тему идеально. Ей были хорошо известны все нынешние пиар-приемы, применяемые при раскручивании поп-имени. Она была энергична, чрезвычайно умна и расчетлива и не видела препятствий для достижения поставленной цели. А целью своей Ида выбрала карьеру танцовщицы и актрисы. Богатая семья была в состоянии нанять лучших педагогов по танцу, которые и поставили неутешительный диагноз: способностями к хореографии не обладает. Что совершенно не расстроило девушку, напротив, придало ей сил в постижении азов хореографического искусства. Кое-как поняв, что такое балет и научившись более или менее свободно двигаться по сцене, Ида, понимая, что большой балерины из нее не выйдет, решает учиться театральному искусству.

Ей очень помогло то, что она унаследовала значительное состояние. Однако, чтобы заполучить его, требовались решительность и воля. Она рано осиротела и попала под опеку родственников, которые и слушать не желали о театральной карьере. Она ловко решила проблему: вышла замуж за близкого родственника, родители которого и были опекунами Иды. Став самостоятельной и обеспечив мужу содержание, Ида Рубинштейн развелась с ним.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Она стала совершенно свободной и при этом весьма богатой женщиной, последнее позволило ей на собственные средства поставить "Антигону" Софокла. Спектакль был провален. Выяснилось, что и как драматическая актриса Рубинштейн абсолютно несостоятельна. Современники отмечали её невнятную дикцию, невыразительный, низкий и глухой голос; она пыталась противопоставить этому экспрессивную манеру подачи роли, граничащую с истеричностью, выспренность, крикливость. При этом Ида обладала весьма сомнительными внешними данными, напоминала не оформившегося подростка: плоская, чрезмерно худая, резкая в движениях. Кожа её была бледна, нос с горбинкой, вытянутое лицо...

Ида сделала верную ставку на нестандартность, индивидуальность, которые всегда ценились на сцене. Она в огромных количествах применяла косметические средства, губы её полыхали красным, подведённые глаза из-под резко очерченных бровей смотрели прямо и дерзко, наряды её были роскошными и вместе с тем вызывающими. Уверенность в своей неотразимости действительно сделала её неотразимой. Станиславский, пораженный её фееричной внешностью, пригласил Иду в свой театр. И это было удивительно: не сыгравшая ни одной удачной роли, не имевшая театрального опыта - чем она смогла поразить искушенного мэтра русского театра? Нет ответа.

В театре Веры Комиссаржевской ей предложили-таки сыграть главную роль в спектакле по пьесе О. Уайльда "Саломея". Репетировал с Идой Мейерхольд. Интересно было бы узнать, как справилась с ролью Рубинштейн. Но, увы, спектакль был признан оскорбляющим общественную мораль и запрещен. Тогда Ида загорелась идеей воплотить библейский сюжет в танце и обратилась не к кому-нибудь, а к самому Фокину, выдающемуся танцовщику и хореографу. Тот не понимал, кто перед ним - не иначе, сумасшедшая девица, лишенная не то что таланта, а не обладающая даже минимальными способностями, к тому же и не юная вовсе, ей минуло 25 лет. Или это тот редкий случай, когда успех возможен как чудо - вопреки и не смотря.

Опять же ей помогли деньги. Без них она едва ли уговорила бы Фокина. Они уехали в Швейцарию, где в течение нескольких месяцев в результате ежедневного упорного труда был подготовлен "Танец семи покрывал". Премьера прошла в Петербурге в конце 1909 года и имела грандиозный успех. Публика изумленно наблюдала, как танцовщица сбрасывала покрывала, все больше обнажаясь, пока на ней не остались лишь бусы.

Кто знает, как сложилась бы судьба Иды Рубинштейн в России, если бы в сложный для Сергея Дягилева момент, перед самыми гастролями в Париже, не выяснилось, что у него нет артистки на роль Клеопатры в одноактном балете. Фокину пришлось уговаривать Дягилева, чтобы он посмотрел Иду, поскольку поначалу тот представить себе не мог, что в его труппе будет танцевать непрофессиональная балерина. Ведь он отбирал не просто профессионалов, он отбирал лучших. Чем поразила его Ида, что он пригласил её выступать в одной компании вместе с Анной Павловой, Тамарой Карсавиной и Вацлавом Нижинским?

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Впрочем, в "Клеопатре", как и в "Саломее" эксплуатировался вечный интерес массовой публики к запретному, тайному. Танцевать Иде особенно было нечего. Немного развитой Фокиным пластичности и много обнаженного тела. Клеопатру вносили на сцену в саркофаге. Потом он открывался и зрителю представляли героиню, спелёнатую, как мумию. Её разматывали и перед залом представала Ида. Как и в "Саломее", фактически без одежды. В сцене соблазнения Ида-Клеопатра неистово предавалась любви, и в момент эпогея на любовников опускалось прозрачное покрывало. Финал, публика ликует, публика у ног Иды.

Балет, театр - не только искусство, это и финансовые интересы многих людей. Ида стала звездой в Париже, публика хотела её видеть и поэтому следом за "Клеопатрой" для Рубинштейн ставится балет "Шахерезада" Римского-Корсакова. Опять все свелось к пантомиме, Ида совершала движения и принимала позы, который были далеки от классического балета, но при этом сумела тронуть самого Нижинского. Он признал, что Ида творит на сцене нечто ни на что не похожее. Завершался спектакль опять же горячей сценой и центром её была несравненная Ида.

Вместо того, чтобы с нежных лет проводить целые дни у балетного станка, умная и отлично разбирающаяся в человеческой психологии и людских страстях Ида Рубинштейн принесла на сцену эротический мотив, чувственный трепет, а ещё волшебство и экзотику Востока с его яркими красками, необычными одеяниями, удивительным украшениями.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Так уроженка Харькова, не слишком одаренная от природы, но невероятно амбициозная и целеустремленная, не обучаясь хореографии, не умея танцевать, покорила выдающихся хореографов и импресарио, и первой привнесла в искусство классического танца элементы массовой культуры.

Впрочем, за несколько лет до появления Иды Рубинштейн, в Новом Свете впервые показала свой свободный от академических оков хореографии танец "великая босоножка" Айседора Дункан. Она рано пришла к осознанному пониманию, что хочет быть свободной и свободно выражать свою личность посредством танца. Надо полагать, Рубинштейн в своих поисках не избежала влияния творчества Дункан.

Ида Рубинштейн после успеха в труппе Дягилева построит самостоятельную карьеру и будет выступать еще много лет. В 1928 году она создаст собственную антрепризу. Одним из самых успешных постановок станет балет на музыку Равеля "Болеро". Сам Равель не считал созданное им музыкой, хотя успех постановки был грандиозным, а музыка, несомненно, переживет века.

Карьера Иды Рубинштейн завершится перед войной, в 1938 году. Последний её выход на сцену состоится в постановке «Жанна д’Арк на костре». Ей будет за пятьдесят.

В 40-м, спасаясь от нацистов, она уедет в Лондон, а после войны вернется во Францию. Последние годы проживет в Вансе, на юге страны, там и закончатся её дни.

Спасибо всем, кто дочитал!

И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.