Чусовой — моногород в Прикамье. Когда-то промышленно-развитой, а ныне — умирающий. Градообразующим предприятием города является Чусовской металлургический завод. Вся жизнь города связана с заводом. Не было бы завода — не было бы и города. Исчезнет завод — оборвется и жизнь города.
Таких моногородов в России хватает, но я расскажу о том, который рядом, который в родном крае. Думаю, и в остальных ситуация аналогичная.
Становление и расцвет ЧМЗ
Датой основания города считается 1978 год — в этом году было завершено строительство Горнозаводской железной дороги, и появилась станция Чусовская. Металлургический завод, известный как ЧМЗ (АО «Чусовской металлургический завод») и являющийся градообразующим предприятием, был основан годом позже — в 1879 году.
Появился завод — появился и заводской поселок. Он рос и ширился, однако статус города Чусовой получил уже в советское время, в 1933 году. В советское время достиг своего расцвета и ЧМЗ.
Первая доменная печь на металлургическом заводе была построена еще в 1894 году. Построенный по французскому проекту, завод постоянно развивался и приносил стабильный доход, и долгое время оставался самым современным металлургическим предприятием Урала.
1930 год — правительство страны принимает решение сделать завод специализированным — по выпуску качественного проката и сталей — в перспективе на заводе планировалось наладить производство рессорной полосы для автотракторной промышленности. И в 1931 году на заводе появляется самая крупная, по меркам того времени, доменная печь. Опытная плавка ванадиевого чугуна на ней была начата в 1935 году.
13 января 1936 года — на ЧМЗ получен первый отечественный феррованадий.
Однако пришла Великая Отечественная война и внесла свои коррективы в развитие завода.
В годы войны производство чугуна на заводе увеличивается в три раза. Также ЧМЗ осваивает выпуск новых, более качественных марок стали. В частности, выпускает броневой лист для танков, фугасные огнеметы, детали к противотанковой пушке и знаменитой «Катюше». Известный бронепоезд «Щорс» был построен и отправлен на фронт именно чусовскими металлургами.
После войны ЧМЗ, как и многие другие оборонные предприятия страны, переходит на «мирные рельсы» — налаживает и осваивает производство тех самых авторессор, решение о выпуске которых было принято еще в 1930 году.
1956 год — Чусовской металлургический завод решено расширить.
1964 год — введен в строй новый комплекс ферросплавного производства и на левом берегу реки Чусовой начинается строительство крупнейшего на Урале авторессорного производства.
1982 год — чусовскую рессору признают самой качественной в СССР (рессора к тому же была еще и самой дешевой).
В 1982 году население города Чусового составляло 57 тысяч человек.
Хроника катастрофы. Крушение металлургического гиганта
Пришли 90-е, Союз распался, начался процесс приватизации предприятий. Передача ЧМЗ в частную собственность прошла достаточно успешно — все 100% акций завода были в руках жителей Чусового. Однако в рамках новой экономической действительности завод быстрыми темпами шел к банкротству. Уровень жизни резко упал. Новые правила игры из владельцев акций мало кто понимал, и чусовляне стали продавать акции.
К середине 90-х акции завода были сосредоточены в руках Анатолия Седых. С этого момента, как рассказывают местные жители, начинается процесс выжимания соков из ЧМЗ. Завод Анатолию Седых был нужен для построения ОМК (ЗАО «Объединенная металлургическая компания») — металлургической «империи», 70% акций которой принадлежит, по данным Forbes, самому Анатолию Седых. Предприятие, еще живое, играет роль «мертвой души» — за счет ЧМЗ растет и расширяется ОМК. Чусовляне уверены, что все кредиты, которые в то время появились у завода, использовались для новых приобретений «империи» Анатолия Седых: металлургических заводов в Щёлково и Выксе, Альметьевского трубного завода, Благовещенского арматурного завода, Челябинского трубопрокатного завода. И даже для строительства нового предприятия — трубного завода «ОМК Tube» в США, в Хьюстоне (штат Техас).
Производственная база ЧМЗ неумолимо стареет и разрушается — новые собственники ни копейки, по словам заводчан, в предприятие не вложили.
Кризиса 2008-2009 гг. завод не выдерживает — технологии устарели, ряд цехов просто встал.
2009 год — согласно официальным данным, выработка товарной продукции на ЧМЗ была ниже общеотраслевого значения уже в 4,6 раза. Объемы производства в сравнении даже с 2008 годом снизились на 70,4%.
Однако на российском рынке завод еще обеспечивает 76% авторессор, 50% — спецпрофилей и 35% — феррованадия.
Численность населения в Чусовом в 2009 году была 48,9 тысяч человек.
Цеха стоят — начались сокращения. За период с 2006 по 2009 год среднесписочная численность работников ЧМЗ сократилась на 27,6%, с 7508 до 5438 человек, соответственно. Сейчас на заводе рабочих мест еще меньше.
Комплексный инвестиционный план (КИП) и его срыв
Кризис в экономике привел к росту социального напряжения в стране. Протесты, митинги, пикеты…
2010 год — правительство Пермского края приступает к разработке комплексного инвестиционного плана по развитию города Чусовой, главной составляющей которого являлась реконструкция ЧМЗ. В частности, на заводе должны были быть построены два новых цеха — трубопрокатный и электросталеплавильный.
В декабре 2010 года Валерий Сухих, член партии «Единая Россия», исполняющий обязанности председателя краевого Правительства утверждает КИП, стоимость которого составляет 52 млрд рублей.
- 50 млрд — на реконструкцию ЧМЗ.
- 2 млрд рублей — на сопутствующие работы и реализацию в Чусовом двух «якорных» проектов (предполагалось, что эти проекты не только подстрахуют КИП, но и обеспечат город новыми рабочими местами и примут специалистов, сокращенных на ЧМЗ).
Перед жителями Чусового забрезжила надежда — появился шанс на спасение.
В феврале 2012 года во время рабочей поездки в Пермь Владимир Путин побывал в Чусовом и поручил правительству рассмотреть возможность предоставления государственных гарантий для привлечения кредита.
Гарантии, в размере 21 млрд рублей, были предоставлены. Общая же стоимость проекта по реконструкции ЧМЗ, как сказано выше, составляла 50 млрд рублей.
Июль 2012 года — подписан меморандум о строительстве современного трубно-сталеплавильного комплекса на базе ЧМЗ. Свои подписи под документом поставили: с одной стороны — губернатор Пермского края Виктор Басаргин, с другой — Председатель Совета директоров ОМК Анатолий Седых и генеральный директор Чусовского металлургического завода, депутат фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Пермского края Анатолий Карпов. Выпуск продукции планировалось начать уже в 2016 году.
Однако усилия российского правительства пропали втуне — исполнители проекта из ОМК не только не провели реконструкцию завода, но и не предложили никакого альтернативного варианта взамен закрытых мощностей ЧМЗ.
Впрочем, и два других, «якорных», проекта также не были реализованы.
2014 год — падение цен на нефть, скачки на валютном рынке и рост курса валюты — реконструкцию ЧМЗ замораживают.
2015 год. Еще в начале года уже всем становится понятно, что реконструкцию ЧМЗ заморозили навсегда, однако начальник отдела по связям с общественностью на заводе Александр Иванов еще продолжает всех уверять, что о полной остановке реконструкции и речи быть не может — «в проект вбухали достаточно серьезные деньги».
В мае 2015 года ОМК на своем сайте сообщает, что компания вынуждена отказаться от реализации проекта по строительству трубно-сталеплавильного комплекса в Чусовом по причине «резких изменений в макроэкономической ситуации, повлиявших на инвестиционные возможности компании».
Само ЗАО «ОМК» при этом производство труб наращивает — несмотря на падение цен на нефть компания в 2014 году увеличила выпуск труб на 20%. А в 2015 году, как сообщал «Коммерсант», планировала увеличить еще на 15-20%.
А старые сталеплавильные цеха уже успели снести...
В результате деятельности ОМК производство ЧМЗ было практически разрушено: «исчезли» домны, цеха, дорогостоящее оборудование — на градообразующем предприятии полного металлургического цикла осталось только одно производство, рессорное, и 2,5 тысячи рабочих из 11 тысяч изначальных.
Обращение к Президенту
Март 2015 — жителям Чусового надоели пустые обещания и неведение относительно своего будущего, и они написали обращение к Президенту России Владимиру Путину. В своем обращении чусовляне описали провал плана по спасению моногорода и попросили повлиять на выполнение обещанной реконструкции ЧМЗ. В городе, население которого сократилось до 45,7 тысяч человек, активисты собрали под письмом к Президенту 12,5 тысяч живых подписей.
«Объективное и всестороннее рассмотрение дела» Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций поручило провести Правительству Пермского края. Ответ краевого министра промышленности и торговли Алексея Чибисова (партия «Единая Россия») жители Чусового получили в конце марта.
В ответе министра говорилось следующее:
— собственник ЧМЗ лишь замедлил темпы реконструкции, ни о каком сворачивании проекта речи нет, проект будет реализован в полном объеме.
Однако, как показало время, ОМК от реализации проекта отказалось (буквально через два месяца после того, как чусовлянам пришел ответ министра).
Риторический вопрос: что ждать местным жителям, если краевой министр в лучшем случае не осведомлен о том, что происходит в регионе, а в худшем — ему все равно, что происходит, и как выполняются поручения руководства страны?
КИП и Фонд моногородов
Еще одна надежда на то, что КИП все-таки будет реализован, была связана с Фондом развития моногородов, созданным в 2014 году. Генеральным директором Фонда развития моногородов (ФРМ) до июня 2015 года был Дмитрий Скриванов (партия «Единая Россия»). На тот момент Дмитрий Скриванов являлся депутатом пермского Заксобрания, и это давало чусовлянам определенную надежду.
Чиновники, однако, новыми возможностями для реанимации КИПа не воспользовались. Правда, Сергей Белов, тогда глава города Чусового, а ныне — глава Чусовского городского округа, в своем комментарии «АиФ» сказал, что от ФРМ в развитие инфраструктуры Чусового поступили некие средства. Однако, по словам Дмитрия Скриванова, никаких заявок от Пермского края не поступало, соответственно и никакого решения по выделению средств моногородам в Прикамье не принималось.
- Или Скриванов не в курсе, как расходуются средства ФРМ, или Белов не в курсе, кем финансируется строительство объектов в городе, предусмотренное госпрограммой?
О том, что заявки в ФРМ от Пермского края должны были быть подготовлены к 1 марта 2015 года, сообщало и «Уралинформбюро», передавая слова премьер-министра Пермского края Геннадия Тушнолобова (на данный момент — председатель КСП Пермского края; партия «Единая Россия»). Однако и позже Дмитрий Скриванов снова отмечал отсутствие в ФРМ каких-либо заявок от Пермского края.
Умирающий моногород
Осенью 2015 года тележурналисты немецкой компании ARD сняли репортаж о моногороде Чусовой в Прикамье.
«Уже сама подъездная дорога к Чусовому дает нам ясно понять, что у этого города уже просто не осталось никаких денег. В том числе, и на строительство дорог. Издалека бывшее сердце города, металлургический комбинат, выглядит также, как и в прежние времена. Но с каждым метром становится все яснее и яснее, что город <…> при смерти.
<…> старики пытаются выжить тут любой ценой, молодежь, в основном, старается сбежать из моногорода Чусового. <…> разочарование и безнадега висят над этим городом.
В середине 90-х, во время золотой лихорадки приватизации, один из богатейших олигархов купил этот комбинат, и отлично заработал, используя старое советское оборудование. Почти 10 тысяч человек работали тут в карьерах, у доменных печей и прокатных станов. От всего этого теперь мало что осталось.
<…> Когда Владимир Путин посетил этот регион, то показалось, что спасение уже близко. Чусовой был внесен в правительственную программу по спасению российских моногородов.
<…> Снос давно устаревших цехов прошел строго по плану. Ведь надо было освободить место для новых, современных цехов. Но вот они так никогда построены и не были. Обещанные рабочие места так и остались фикцией.
<…> Пообещав строительство новых фабрик и расцвет города, партия «Единая Россия» смогла получить на выборах большинство голосов. Но вот реальность в городе Чусовом выглядит совсем по-другому».
Со времени репортажа немецких тележурналистов прошло более пяти лет. Что изменилось в моногороде Чусовом?
Чусовой сегодня
С 2014 года Пермский край входит в число регионов с наибольшим числом моногородов на территории. Моногород Чусовой — один из наиболее проблемных. Именно по этой причине он и стал первой в крае зоной опережающего развития (ТОСЭР).
По словам главы Чусовского городского округа Сергея Белова, программа для муниципалитета в целом оказалась эффективной: в частности, капитально отремонтирована центральная улица в Чусовом, при поддержке ФРМ получены новые автомобили «скорой помощи», да и бюджет, благодаря открытию новых производств, уже начал получать дополнительные доходы.
А что получили местные жители?
- Реконструкция ЧМЗ, которую планировали завершить к 2016 году — и не начиналась.
- На ЧМЗ сократили более 8 тысяч человек — взамен чусовляне благодаря ТОСЭР получили 636 новых рабочих мест. Как говорится, «почувствуйте разницу» — 8 тысяч и 636 мест.
- С 2009 года население Чусового сократилось более чем на 10% — с 48,9 тысяч человек до 43,7 тысяч.
Не произошло обещанных улучшений и в социальной сфере.
- За период с 2012 по 2018 год (включительно) число больничных коек сократилось на 8,6% — с 48,9 до 44,7 на 10 тысяч населения.
- Численность врачей сократилась на 21,7% — с 30 на 10 тысяч населения в 2012 году до 23,5 в 2018.
- Среднего медицинского персонала стало меньше на 21,3% — со 115,3 на 10 тысяч населения в 2012 году до 90,7 в 2018.
Образовательных учреждений в Чусовом также стало меньше:
- в 2010 году общеобразовательных организаций (государственных и муниципальных) было 27, в 2012 — 26, в 2018 — 24;
- количество учреждений дополнительного образования сократилось вдвое — с 6 в 2010 году до 3 в 2020.
Что еще есть в моногороде Чусовом:
- высокая с-мертность от онкозаболеваний (об этом сообщила в рамках шестого съезда врачей Пермского края тогда еще замминистра здравоохранения Пермского края Оксана Мелехова, озвучивая статистику смертности в Прикамье за 9 месяцев 2018 года);
- нехватка врачей и среднего медперсонала;
- падение цен на рынке жилой недвижимости, цена на квартиру за год в среднем падает на 100-150 тысяч — многие хотят уехать из Чусового, но в него никто не едет, и цены на жилье падают;
- медианная заработная плата в размере 27 506 рублей, но наибольшее число предлагаемых вакансий — с зарплатой от 15 до 25 тысяч рублей (по данным сайта gorodrabot.ru);
- разрушающееся градостроительное предприятие, которое и по сей день является единственным в России предприятием с полным циклом производства феррованадия.
И несмотря на это ЧМЗ еще умудряется производить рессоры. Рессоры, которые выбирает VOLVO.
А еще в Чусовом есть Белов Сергей — бессменный с 2013 года Белов — глава — сначала городского поселения, затем муниципального района, а сейчас — городского округа.
Спасибо за внимание!