Найти тему
МИРный воитель

Сериал "Сверхъестественное": достоинства и проблемы

Некоторое время назад я уже делал подборку интересных сериалов с оригинальными идеями, которые очень быстро закрылись, протянув лишь по одному-двум сезонам, так и не закончив свои истории. А теперь настало время сериалов долгоживущих, для которых шесть сезонов - это лишь минимальная планка.

И первый объект на разбор - это сериал "Сверхъестественное", триумфально закончившийся на 15-м сезоне. Такая вот "Санта-Барбара" приключилась, эге. Хотя, как я сейчас нагуглил, "Барбара" шла всего лишь 9 лет, так что "естественные" её триумфально подвинули, хотя, конечно, отнюдь не по количеству серий. Ладно, "Барбару" я не глядел, и упаси боже, так что полноценно сравнить не могу.

На самом деле, концепция "Сверхъестественного" весьма занимательная: рассказ о двух братьях-охотниках, сражающихся с нечистью, собранной из фольклора самых разных стран и народов, и всё это приправлено авторским взглядом на библейские мотивы. Этакий "Ведьмак" в современном мире. Дома братья не имеют, живут в доставшейся по наследству машине, зарабатывают махинациями с кредитками, а монстров убивают за большое спасибо. При этом у них есть свой конфликт убеждений: если старший брат Дин, вышколенный отцом, верит в семейное дело и не помышляет о другой жизни, то Сэм хочет остепениться и жить нормальной человеческой жизнью. И у него это даже почти получается, но из-за печальных обстоятельств ему вновь приходится вернуться к отлавливанию тварей, о чём он переживает. Для Дина стремления и мечты Сэма - слюнтяйство, а Сэм всегда страдал от давления отца и брата, и конфликт между ними тянется фактически с самого детства, но по ходу совместной работы они потихоньку притираются друг к другу и становятся семьёй в прямом смысле слова.

Дин и Сэм частенько ссорятся
Дин и Сэм частенько ссорятся

Начинался сериал очень хорошо - до сих пор вспоминаю первые серии, как эталон. В начале у него была полноценная атмосфера хоррора, интересные истории о мстительных духах и чудовищах, но по правде дух ужастика начал довольно быстро ослабевать и за пару сезонов окончательно выветрился. (Точно не помню, ибо первые сезоны смотрел давным-давно). Но интересные истории никуда не девались, был интересный конфликт и интересные антагонисты, а вот сколько сезонов конкретно эта интересность продержалась, точно вспомнить не могу. Но со временем, само собой, что сама задумка, что её исполнение, начинали приедаться и проседать. Из-за высоких рейтингов приходилось выдумывать всё новые конфликты, всё новых врагов и всё новые повороты во взаимоотношениях между героями. И началось самое натуральное высасывание из пальца, продлившееся как минимум последнюю треть всего сериала.

В ранних сериях и сезонах сериал неплохо держал атмосферу хоррора
В ранних сериях и сезонах сериал неплохо держал атмосферу хоррора

Особенно обидно за то, что с каждым сезоном становилось всё меньше классических мини-историй с охотой, на которых, в общем-то, сериал изначально и держался, и за которые людям и полюбился. Хронометраж всё сильнее растягивался за счёт любви сценаристов "выжать драму", но вот с чем, а с эмоциональностью у сего сериала всегда было туго: я не помню ни одного момента, когда ему удалось бы задеть меня за живое и заставить расчувствоваться. И при этом он тужится, изо всех сил стараясь заставить меня сопереживать драме героев, которая подаётся в задушевных таких беседах мелодраматического образца. Я не знаю, может, кого-то подобный формат действительно доводит до слёз, но только не меня (а я могу быть довольно эмпатичен). Вообще, таких "задушевных бесед" в сериале довольно много, и не только между братьями. Вот не было бы их, и сериалу это пошло бы лишь на пользу. Но увы, другого способа как-то разжалобить зрителя, видимо, найдено не было. Напишите, кстати, удавалось ли подобным невероятно сентиментальным моментам задеть вас за живое. Создатели ведь даже на слёзы не поскупились.

Может, мне так кажется, но с течением времени таких сопливых моментов становилось побольше, а может, мне так лишь кажется, и они в таком количестве были всегда?.. Однозначно я выделил для себя следующее: в поздних сезонах шкала интересности постоянно прыгала туда-сюда, иначе говоря несколько годных и интересных серий сменялись несколькими весьма заунывными, досидеть которые до конца было не всегда легко. И, соответственно, чем дальше, тем интересных серий становилось меньше, а нудноватых - больше.

Несмотря на это, порой появлялись действительно оригинальные или даже комедийные серии. Иногда они пародировали другие популярные кинокартины - например, "Пункт назначения" или "День сурка", была даже серия, где герои оказались в мультфильме про Скуби-Ду, и походя выяснилось, что одну из тамошних героинь Дин в детстве вожделел. (Я, помнится, "Скуби-Ду" смотрел в детстве, но сейчас мало что помню). Попадали даже на съёмки сериала о самих себе. Особенно понравились те серии, где они встречались с командой блогеров-"духоловов", или про обслуживающую бункер нимфу. С Дином вообще было связано много ржачных моментов. В общем, годнота в сериале бывала, и вот если бы все серии были посвящены охоте и перемежались комедийными, тогда всему сериалу однозначно можно было бы поставить твёрдую пятёрку. Но увы.

Духоловы
Духоловы

Если затронуть библейскую тему, то... хм, глядя на такие сериалы, как "Сверхъестественное" и "Люцифер", мне начинает казаться, что это такое видение божественной темы по-американски. Иными словами, ангелы с демонами отличаются друг от друга лишь тем, что одни мрази стоят на страже рая, в то время как другие - на страже ада. Бог в случае "Сверхъестественного" - обыкновенный циничный ублюдок, а в случае "Люцифера" - пока непонятно, он там только появился, но скорее всего тоже окажется не лучшим парнем. Для американского представления о боге характерен цинизм, "приземление" его образа до уровня обычных, кхм, дегенератов. Но в этом, пожалуй, есть и какая-то своя национальная фишечка. Изображение рая и ада тоже, откровенно говоря, разочаровало, ибо чувствуется недостаток фантазии. В обоих случаях у нас будут иметься коридоры со множеством комнат, где у каждого либо персональный рай, либо персональная пыточная. И если с раем более-менее интересно, ведь по версии "Сверхъестественного" человек после смерти оказывается в самых счастливых своих воспоминаниях из обычной жизни, что даже не лишено смысла (но при этом каждый заперт в своём "персональном раю" в отдельной комнате), то ад представляет из себя примитивный набор пыток. Не, конечно, сами христиане тоже не шибко отличались фантазией со своими котлами и сковородками, но хотелось бы чего-то посложнее.

Коридор с дверями в персональные раи
Коридор с дверями в персональные раи

Но, повторюсь, у этого "приземления" всяких высоких и непостижимых тем есть своеобразная фишечка, в самый раз подходящая для расслабленного разума уставшего после работы обывателя. В некоторых местах даже просматривается у такой концепции свой стёбный шарм. Можно считать как попытку изобразить религиозное лицемерие, где высшие силы скоры на расправу над неверующими ничуть не меньше, чем всякие слуги дьявола. Короче, мне кажется, что в первую очередь создатели таким образом пытались потроллить не тему бога с высокими материями, а существующую религиозную концепцию.

Когда следовало сериал закончить - вот это большой вопрос. Как я уже упоминал, свежие идеи постепенно кончались, и приходилось высасывать проблемы и конфликты из пальца. По моему мнению, достаточно логичным завершением был сезон 11-й, где разрешилась проблема с Тьмой и собственно балансом между ней и божественной энергией. Это был реально наилучший финал: между светом и тьмой наступила гармония, брат и сестра воссоединились, Дину и Сэму в награду за их заслуги воскресили маму, ну и собственно всё. Но - рейтинги, так что пришлось мозговать, возвращать Люцифера и все конфликты начинать по-новой. Ну и чем дальше, тем хуже и унылее.

Воссоединение Бога с его сестрой Тьмой
Воссоединение Бога с его сестрой Тьмой

Кстати говоря, Марк Пеллегрино в роли Люцифера был на высоте, как в общем-то и Марк Шеппард в роли короля ада Кроули. И претензия по итогу одна: у Люцифера в исполнении Пеллегрино было не столь много экранного времени, он часто и много переселялся в разные тела, а Кроули, хотя и просуществовал достаточно, в итоге был слит (как подсказала вики, в 12-м сезоне, а то я начал подзабывать). С другой стороны, мать Кроули Ровена тоже получилась достаточно фактурной злодейкой, постепенно вставшей на путь исправления, но её тоже слили (хотя уже в последнем сезоне). Имею ввиду, что наиболее интересные персонажи в исполнении наиболее интересных актёров не дотянули до финала, что как бы уменьшало интерес просмотра этого самого финала.

Самопожертвование Кроули с лампочкой во рту
Самопожертвование Кроули с лампочкой во рту
У Ровены был представлен весьма яркий характер. Разумеется, без харизмы актрисы не обошлось
У Ровены был представлен весьма яркий характер. Разумеется, без харизмы актрисы не обошлось

Теперь поподробнее о концовке 15-го сезона - смогли ли вытянуть достойный финал 15-летней эпопеи? Да если честно, получился он каким-то пресноватым и даже скомканным. Фактически, кульминация произошла в предпоследней серии сериала, где пришлось впихнуть сразу много всего, ради чего события развивались излишне стремительно, и их глубина была ужата. В общем сама суть заключалась в том, что главным антагонистом финального сезона оказался сам Господь Бог, который де редкая сволочь и просто любил сочинять истории, играясь судьбами людей и миров, как ему угодно. Вообще дюже много вопросов возникает, как всемогущий и всеведущий вообще смог допустить, чтобы его перехитрили, если он везде и всюду и всё обо всех знает... Но не суть.

Суть в том, что в предпоследней серии вернулись сразу и Люцифер (в исполнении Пеллегрино, ага), и его заклятый брат Михаил, ну архангел который, сразу случилась развязка с гибелью обоих братьев (причём смерть Люцифера вышла крайне пресной - этот антагонист заслуживал большего), а потом бога надурили, и он оказался лишён всех своих сил, оказавшись в шкуре столь презираемых им людей. Ну а вся божественная сила ушла сыну Люцифера Джеку, который и стал, получается, новым богом. Получается, братья-охотники теперь свободны, ибо как оказалось, всё это время бог писал их историю, и они играли по его сценарию (но опять же, как-то умудрились его перехитрить).

Что-то, откровенно говоря, победа над Люцифером не впечатляет
Что-то, откровенно говоря, победа над Люцифером не впечатляет
Поражение бога
Поражение бога

Ну и вот казалось бы, финал куда уж логичнее, но нет, потребовалась ещё финальная серия, которая - трудно сказать, сделала лучше или хуже. Просто исходя из предпоследней, избавившиеся от божественной манипуляции братья могли распорядиться дарованной им свободой как им угодно, началась новая страница в их истории, и так всё можно было бы и оставить. Но нужно ведь было поставить окончательную точку, поэтому финальную серию посвятили тому, как Дин погибает на охоте, попадает в рай, ну а Сэм живёт до старости, обзаводясь семьёй, в конце концов тоже умирает и встречается с братом в раю. Ну и типа финал счастливый, все в раю и все вместе. Только вот если слегка подумать, каково было Сэму доживать свой век без любимого брата, с регулярно накатывавшими чувством утраты и тоской?.. Ну это так.

Встреча Дина и Сэма в раю
Встреча Дина и Сэма в раю

Что можно сказать по итогу: своя изюминка у "Сверхъестественного", определённо, есть, и я не могу назвать его плохим сериалом - интересных серий было достаточно много, да и многие идеи можно назвать достаточно оригинальными что в задумке, что в исполнении. Портили впечатление только сопливые моменты, когда сериал натужно пытался в драму, периоды занудных и не очень интересных серий и общая растянутость. Лучший стиль, подходящий "Сверхъестественному" - это хоррор с комедийными элементами и забавными клише (типа громкого женского визга и забрызгивающей стены кровью). И очень жаль, что весь сериал этот стиль выдержать не смог.

Смотрите также: