Найти тему

Хадиджа была самой любимой женой Посланника Аллаха во все времена

· Основания считать Хадиджу самой любимой женой Пророка(С)

· Кто она, Хадиджа (да будет доволен ей Аллах)?

· Женитьба Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на Хадидже

· Предложение о женитьбе от госпожи Хадиджи (р.а.)

· Заключение брачного договора, которому способствовал Абу Талиб

· Добродетель госпожи Хадиджи (р.а.)

· Значение достопочтенной Хадиджы (р.а.) для нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)

· Скрытые смыслы

Основания считать достопочтенную Хадиджу (р.а.) самой любимой женой Пророка Мухаммада (С) и одной из лучших женщин всех времен
Основания считать достопочтенную Хадиджу (р.а.) самой любимой женой Пророка Мухаммада (С) и одной из лучших женщин всех времен

1) Посланник Аллаха (С) часто говорил, что самой любимой его женой во все времена является Хадиджа.

Наш достопочтенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) даже после смерти Хадиджи поминал ее добром.

Анас передает следующее: «Когда Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) кто-то приносил подарок, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда говорил: «Отнесите этот подарок в дом такой-то женщины. Она была подругой Хадиджи. Хадиджа ее любила»[2].

Даже после ее смерти Любимец Аллаха (с.а.в.) вспоминал о ней с похвалой: «Самая благая из моей уммы - это Хадиджа бинти Хувайлид»[24].

О высоком положении Хадиджи Благородный Посланник (с.а.в.) сказал следующее:

«Среди обитательниц рая самые высокие по степени - это Хадиджа бинти Хувайлид, Фатима бинти Мухаммад, Марьям бинти Имран и супруга Фараона Асийа бинти Мазахим»[26].

Как передают, когда Господин Пророк (с.а.в.) резал барашка, то приказывал: «Отправьте это подруге Хадиджи». Когда Аиша спросила о причине этого, то он отвечал: «Я люблю тех, кто любил ее».

2) Хадиджа (р.а.) мать имамов и предстоятелей религии Ислам.

Еще до рождения Фатимы Джабраиль сообщил радостную весть Мухаммаду и Хадидже. «О Посланник Аллаха, в чреве Хадиджы находится твоя дорогая дочь, которая продолжит твой род. После прекращения откровения (вахи) она мать имамов и предстоятелей этой религии». (Далаилу’л-имамат, с. 8)

3) Род Пророка (С) до Судного дня продолжит потомство её будущего ребенка Фатимы (а)

Госпожа Хадиджа в лучшем смысле была опорой Посланнику Аллаха и в качестве награды ей была обещана радостная весть, что род пророка до Судного дня продолжит потомство ее будущего ребенка.

4) Она мать всех детей Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) за исключением Ибрахима.

Совместная жизнь с Хадиджой (р.а.) принесла нашему Пророку (с.а.в.) шестерых детей. Двое мальчиков, четыре девочки. Касым (именно по нему к Посланнику Аллаха (с.а.в.) обращались Отец Касыма/ Абу’ль Касым), Абдуллах, Зайнаб, Рукиййе, Умму, Гульсум и самой младшей была Фатима (а.с.).

Когда Посланнику Аллаха было 30 лет, то у него родилась Зайнаб, в 33 года – Рукиййе, затем Умму Гульсум, а затем – Фатима-и Захра[18].

После ухода Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из детей в живых оставалась только Фатима (а.с.). Другие переселились в следующий мир еще при жизни отца.

Передается от Аишы:

«Когда рядом с Посланником Аллаха (с.а.в.) упоминали Хадиджу, то он не уставал говорить о ней с похвалой и пожеланиями о ее прощении. В один из дней он вновь ее упомянул. Чувство ревности стало причиной для всплеска эмоций. «Разве она не была старой? Разве Аллах не дал тебе лучшую?». Посланник Аллаха после этих слов так разгневался, что его волосы челки тряслись. Он сказал: «Клянусь Аллахом, мне не была дана жена лучше ее. Когда люди меня отрицали, она мне верила, когда люди меня обвиняли во лжи, она подтверждала мою правоту. Когда люди лишили меня всего, она потратила все, чем владела, ради меня. Когда другие жены меня лишили детей, Аллах мне дал ребенка от нее».

Аиша продолжила: после этого я дала себе слово, что никогда больше я о ней не скажу ничего плохого»[25].

-3

5) Пророк (С) будучи женатым на Хадидже не женился на другой женщине.

Хишам передает следующее: «Посланник Аллаха (с.а.в.) очень любил Хадиджу. Он выражал уважение по отношению к ней и советовался с ней по своим делам. Она была зрелой и просвещенной женщиной. Она была хорошим везирем и советчиком для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Первой из женщин, кто уверовал в Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), была также она. Пока Хадиджа была жива, Мухаммад (с.а.в.) не женился на другой женщине» (Тазкират’уль-Хавас, с302)

6) Достопочтенная Хадиджа всегда полностью поддерживала Пророка (С).

Достопочтенная Хадиджа была первым человеком, который уверовал в пророчество Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и единство Аллаха. На протяжении 15 лет до ниспослания пророчества и 10 лет после она была супругой Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и всем своим имуществом поддерживала Его благородную миссию.

Пророк, после приглашения самой Хадиджы переехал в её дом. Этот дом в будущем станет центром Ислама, где будут заложены основы религии.

В этом гнезде, ставшем первым домом Единобожия, госпожа Хадиджа стала для Пророка и супругой, и другом-соратницей в его миссии. Она была первой из женщин, принявших его призыв.

Хадиджа, отвергавшая предложения о замужестве вместе с приданным, равнявшимся всему ее состоянию, ради Мухаммада (с.а.в.) отдала все свое имущество.

Вместе с тем, что она была в высшей мере проницательной, Хадиджа была избрана в качестве помощника в миссии, возложенной на Посланника Аллаха (с.а.в.).

Она уверовала в него раньше всех, и она же успокоила Пророка (с.а.в.), когда тот был испуган первым откровением.

7) Никто из жен Пророка(С) и близко не сделал того, что сделала Достопочтенная Хадиджа (р.а.).

Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), получившая эпитет "Мать верующих", не только была хорошей супругой, надежным спутником жизни, но и сделала много важного на пути служения миссии Ислама. Довольно богатая, Хадиджа до принятия Ислама и после этого любила своим имуществом помогать бедным. По своей природе она была щедрым человеком. Это ее стремление приносить благо, ее всем известная репутация и уважение, которого она добилась среди людей, внесли большой вклад в дело Ислама. Хадиджа была первым человеком, который успокоил Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), взволнованного появлением перед ним ангела и тяжестью возложенной на него божественной миссии. Она первая уверовала в него. Принятие Ислама ее дядей Варака, который был христианином, также произошло благодаря ее усилиям. Как повествуют нам источники, и христианин по имени Аддас также благодаря Хадидже стал мусульманином. Эта великая женщина никогда не сторонилась того, чтобы всем объяснять Ислам: мужчинам и женщинам, молодым и престарелым, свободным и невольникам.

8) Вплоть до Судного Дня Аллах сделал Достопочтенную Хадиджу примером для всех верующих женщин и назвал ее "матерью верующих".

Среди благородных асхабов, составлявших ядро миссии Ислама, Хадиджа своей преданностью, умом, целомудрием и добродетелью была примером для верующих женщин. Вплоть до Судного Дня Аллах сделал ее примером для всех верующих женщин и назвал ее "матерью верующих".

9) В нравственно разложившемся обществе Хадиджа выделялась своей благой нравственностью. Ни у кого из жен мы более не встретим такой нравственности.

Здесь проявляется замысел божественной воли. В нравственно разложившемся обществе встретились два высоконравственных человека и создали образцовую семью.

-4

КТО ОНА, ХАДИДЖА (да будет доволен ей Аллах)?

Достопочтенная Хадиджа была первой женой нашего господина Пророка. Она мать всех детей Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) за исключением Ибрахима.

Дядя Хадиджи Варака ибни Навфаль был человеком, который не любил идолопоклонничество. Он самостоятельно изучал христианские и иудейские книги, брал из них те виды поклонения, которые ему нравились, и использовал в жизни . Варака отказывался поклоняться и молиться идолам, истуканам[6].

«Варака встретил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Запретной мечети и попросил его: «Расскажи мне о тех вещах, что ты слышишь и видишь». И Посланник Аллаха рассказал ему о том, как к нему спустился ангел. Варака сказал: «Хвала Аллаху, Ты Пророк Аллаха, к тебе пришел тот ангел, который был ниспослан к Мусе (Моисею). Знай, что тебя не будут признавать, тебя будут притеснять, тебя изгонят с Родины и будут воевать против тебя. Пока я буду жив, я буду помогать религии Аллаха». После этого он поцеловал голову Посланника Аллаха и ушел»[7].

Родственники Хадиджи придерживались религии Ибрагима – Ханиф. И они ожидали появления истинной религии на территории Арабского полуострова.

ХАДИДЖА ВЫХОДИТ ЗАМУЖ ЗА МУХАММАДА

Хадиджа узнала от своего двоюродного брата Вараки, что в среде племен арабов появился новый пророк. От него же она услышала, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) стал пророком Конца света. Она и сама верила в это.

В долине Мекки не было земледелия. Оставалось лишь заниматься торговлей. И люди торговали в основном тканями, едой, сухофруктами, оружием и средствами для придания красоты. Любимец Аллаха рано стал заниматься торговлей. Мекканский торговец Кайс б. Ас-Саиб рассказывал, что до исламского периода у него были торговые отношения с Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), и он не встречал лучшего партнера, чем Пророк. Кайс б. Ас-Саиб говорил: "Свое дело он всегда делал самым лучшим образом. Когда я возвращался в Мекку с караванами, все спрашивали о том, что я приобрел, а он спрашивал у меня о моем здоровье и самочувствии".

Госпожа Хадиджа после смерти второго мужа отвергала все предложения о замужестве и до 40 лет жила одна. Она наследовала большое состояние. Хадиджа решила не прибегать к распространенному в то время ростовщичеству, а предпочла торговлю и стала одной из самых успешных купцов своего времени. Она была очень умной женщиной. В результате занятий торговлей ее богатство еще выросло.

В качестве предводителя большого торгового каравана, который должен был направиться в Сирию, она выбрала Мухаммада (с.а.в.). Хадиджа поручила своему рабу Майсару следить (во время путешествия) за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует).

В некоторых преданиях говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возглавил торговый караван Хадиджи благодаря посредничеству Абу Талиба:

«В один из дней Абу Талиб узнал об ухудшении материального положении племянника и о том, что тот испытывает трудности со средствами к существованию, и он сказал: «В ближайшее время твои родственники отправляют в путь делегацию торговцев в Сирию, и дочь Хувейлида Хадиджа ищет тех, кто возглавит эту группу. Если ты захочешь поучаствовать в этом деле, то она с большим удовольствием выберет тебя».

После этого разговора Абу Талиб пошел к Хадидже и попросил, чтобы она поручила торговые дела Мухаммаду. Хадиджа с радостью приняла эта предложение. «Даже бы если вы предложили мне далекого и не любимого мной человека, то я с удовольствием приняла бы ваше предложение. А тут вы советуете своего близкого друга и просите того, кто вам дорог», - ответила она[8].

Согласно другому преданию, Хадиджа сама попросила Посланника Аллаха возглавить торговый караван и пообещала, что заплатит ему вдвое больше того, что предлагала остальным.

-5

Из этого путешествия, в которое Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поехал в сопровождении раба Хадиджи Майсары, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся с большой прибылью.

«Они добрались до местности Бусра, что недалеко от Иерусалима. Как рассказывают историки, здесь Мухаммад встретился с монахом по имени Настура. Тот обратил внимание на облако, которое не покидало Пророка, и захотел лично с ним познакомиться. Он позвал к себе Майсару, с которым познакомился ранее, и задал несколько вопросов. Будучи поражен полученными ответами, монах не смог себя сдержать и сказал «Это пророк и последний из пророков»[9].

Хадиджа еще больше прониклась к Мухаммаду уважением и любовью, после того как услышала от своего раба Майсара о произошедшем во время путешествия, особенно ее впечатлили слова монаха о нем. Майсара подробно рассказал Хадидже об услышанных во время путешествия словах монаха, об облаке, которое постоянно создавало тень для Пророка, о его честности и личных качествах в торговле. В связи с этим уважение и любовь Хадиджи в отношении Мухаммада еще больше усилились. Хадиджа под предлогом торговых дел часто приглашала Пророка в свой дом и посылала ему подарки. Она желала выйти замуж за Посланника Аллаха.

ПОЖЕЛАНИЕ О ЗАМУЖЕСТВЕ ПРИШЛО ОТ ГОСПОЖИ ХАДИДЖИ

Достопочтенная Хадиджа хотела выйти за муж за Мухаммада (с.а.в), но она не решалась поднять эту тему.

Есть самые разные придания от людей, которые выступали посредниками в деле ее замужества.

1. Однажды Хадиджа рассказала своей подруге Нуфайсе бинти Мунье о своем желании замужества и попросила выступить ее посредницей.

Как передается в книге «Табакат» Ибн Са’да Нуфайса, сказала следующее: «Дочь Хувейлида Хадиджа была одарена Аллахом не только прекрасными человеческими качествами и добродетелью, но и была знающей и умной женщиной. Было много желающих взять в жены Хадиджу, которая была самой выдающейся, почтенной, целомудренной и уважаемой женщиной среди Курайшитов. Они были готовы ее обсыпать мирскими богатствами с ног до головы, если бы она приняла предложение о замужестве.

Когда Мухаммад’уль-Амин (Мухаммад Верный) вернулся вместе с торговым караваном из Сирии, Хадиджа меня позвала и сказала: «Я выбрала тебя для одного важного дела». Когда я ответила, что она для меня превыше всех, я в ее распоряжении, она сказала, чтобы в таком случае я пошла к Мухаммаду и рассказала о ней.

Я пошла к Мухаммаду бин Абдуллаху и спросила у него, почему он не женится. Мухаммад посетовал на свои малые доходы и на то, что не является обладателем достаточного богатства. Я ему сказала: «А что ты скажешь, если тебе сделает предложение красивая, богатая и знатная женщина?». Он спросил, о ком я говорю. Я ответила: «О Хадидже». «Ты от Хадиджи? Твоя цель Тахира? Это прекрасный вариант для женитьбы! Иди, скоро я приду свататься».

2. В Тарих-и Якуби от Аммара бин Ясира передают следующее:

«Я лучше кого-либо знаю, как связали свои жизни Хадиджа бинти Хувейлид и Посланник Аллаха (с.а.в.). Я был близким другом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Однажды мы гуляли между Сафой и Марвой. Неожиданно мы встретились с Хадиджой и ее сестрой Халой. Когда Хадиджа увидела Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то к нам подошла Хала и сказала: «О, Аммар, не хочет ли твой друг взять в жены Хадиджу?». Я ей ответил: «Клянусь Аллахом, я не знаю». Я вернулся от нее и передал этот разговор Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он мне сказал вернуться, поговорить с ними и определить день, когда он придется свататься.

3. После того как Майсара рассказал Хадидже о своих наблюдениях и всех необычных вещах, случившихся с Мухаммадом, благородная, зрелая и совершенная женщина поняла, что нашла того мужчину, которого она искала и которого ей не хватало. Хадиджа, подготавливая Мухаммада (с.а.в.), сказала: «О Мухаммад, я хочу стать твоей супругой из-за твоего благородства, верности, прекрасного нрава и правдивости»[10].

4. Передают от Зухри:

«Пророк (с.а.в.) пришел к Хадидже с партнером, с которым вместе совершал торговые операции с ее товаром. Они поговорили с ней о делах. Хадиджа оказала им уважением, каждому подарила подарки. Когда они уходили от Хадиджи, то монахиня спросила у Мухаммада (с.а.ав): «Ты приходил свататься к Хадидже?». Когда Мухаммада (с.а.в.) ответил, что нет, то она сказала, что клянётся Аллахом, что все женщины курайшитов и даже Хадиджа считают, что он самый достойный и подходящий кандидат в супруги.

Нет никого сомнения, что именно Хадиджа сама раскрыла свое намерение о замужестве.

Пророк пришел в дом Хадиджи вместе с группой дяди, которую возглавлял Абу Талиб.

«Слово взял Абу Талиб. Он сказал:

Хвала Господу Каабы за то, что вывел нас из рода Ибрагима и сделал потомством Исмаила, за то, что разместил нас в безопасности в Хараме (территория запретной мечети – ред.), за то, что сделал нас повелителями людей и дал изобилие местности, где сейчас мы находимся. Мой племянник Мухаммад, с кем бы его ни сравнили из курайшитов, несомненно, превзойдет любого. С кем бы вы его ни сопоставили, несомненно, он окажется более великим. Нет среди людей подобных ему. У него мало имущества, но, как известно, состояние - это недолговечный удел, эта тень, которая вскоре исчезнет. Он просит Хадиджу. Поскольку есть согласие и желание Хадиджи, то мы пришли к тебе женить Мухаммада (с.а.в.) на ней. Приданное, которое вы попросите, заранее или в назначенный час дам я. Клянусь Господом этой Каабы, у него будет великая судьба, широко распространенная религия и совершенное воззрение».

-6

Поле этого слово взял дядя Хадиджи, после чего говорила Хадиджа, которая женила Мухаммада на себе»[11].

«… После этих событий Мухаммад (с.а.в.) вместе с дядей пришел просить руки Хадиджи (а.с.). Хамза сказал следующее дяде Хадиджи Амру бин Асаду:

«Мухаммад (с.а.в.) с точки зрения уважения, чистоты нрава, добродетели и ума превосходит и не имеет равных среди всех юношей курайшитов. Даже если у него нет богатства и имущества, в этом нет ничего страшного. Потому что богатство также недолговечно, как тень. Мухаммад (с.а.в.) хочет взять в супруги Хадиджу, и Хадиджа хочет быть ему супругой».

Амр же в ответ сказал, что этому юношу нельзя отказать ни по одному пункту, и заявил, что принимает предложение[12].

«О Мухаммад, я согласна на бракосочетание с тобой, приданное я решила взять из своего имущества. Скажи дяде, пусть подарит нам для свадебного угощения верблюда»[13].

Передается, что посредником в организации брачной церемонии был выбран дядя Хадиджи Варака. Пишут, что когда Варака принес радостную весть, что Мухаммад дал согласие на женитьбу, Хадиджа за эту большую заслугу преподнесла ему подарок стоимостью в 500 золотых»[14].

Когда Варака пришел с радостной вестью к Хадидже, то сказал ей: «Да, Хадиджа! Поздравляю тебя. Ты дала мне полномочия принимать решения за тебя, и я твой представитель. Завтра, дай Бог, мы женим тебя на Мухаммаде»[15].

ДОБРОДЕТЕЛИ ГОСПОЖИ ХАДИДЖИ

1. Посланник Аллаха сказал, что Ислам поднялся на мече Али и на богатстве Хадиджи.

Хадиджа была так искренне привязана к религии, что удостоилась приветствия (салям) от самого Всевышнего. Радостную весть о том, что она обитательница рая ей через Джабраиля передал пророк: «Пришедшей к нему Хадидже передай приветствия от Господа его. Скажи ей радостную весть: В раю ее ждет дом из бесшумного и неистощимого тростника»[19].

2. Передают от Афифа аль-Кинди, который сказал следующее:

«Я был одним из торговцев. Отправился в Мекку для хаджа. Пошел к купцу по имени Аббас бин Абдульмутталиб. Когда я находился рядом с ним, то из тайного места вышел молодой человек, он посмотрел на солнце и начал совершать молитву. Через некоторое время, оттуда же, откуда вышел молодой человек, вышла женщина, и она также встала на молитву. Через некоторое время вышел ребенок, достигший совершеннолетия, и также встал на молитву.

- О Аббас, кто это был молодой человек? - спросил я у Аббаса.

- Этот молодой человек был Мухаммад бин Абдуллах бин Абдулмутталиб, сын моего брата, - ответил Аббас.

- А кто была эта женщина? – спросил я.

- Эта женщина – супруга того молодого человека, Хадиджа бинти Хувейлид, - ответил Аббас.

- А кто был этот ребенок?

- Это был сын дяди того молодого человека – Али бин Абу Талиб.

- А что они делали? – спросил я.

- Они совершали молитву. Молодой человек утверждает, что он пророк. На призыв этого молодого человека откликнулись только его супруга и сын дяди»[20].

3. От Хаким бин Уйейне:

«Первым, кто признал (пророка), была Хадиджа. Первым, кто совершал молитву в направлении кыблы, был Али»[21].

4. От Рафи:

«Посланник Аллаха (с.а.в.) первую молитву совершил в понедельник. Хадиджа к концу понедельника тоже совершила молитву. Али (а.с.) свой первый намаз выполнил на следующий день, во вторник»[22].

5. Ибн Исхак записал следующее:

«Каждый раз, когда Посланник Аллаха (с.а.в.) расстраивался из-за слов отрицания и оскорбления неверных, единственной и единственной, кто утешал его сердце, кто умел утихомирить боль, подтверждал и утверждал его миссию на пути пророчества и убеждал не обращать внимания на людей и на их поступки, была Хадиджа».

-7

ЧТО ЗНАЧИЛА ХАДИДЖА ДЛЯ НАШЕГО ПРОРОКА?

Если обратить внимание обстановку в арабском обществе того периода, то мы поймем, что было достаточно редким явлением, чтобы женщина занималась торговлей, сумела заставить общество принять себя и достичь успеха. Только у Хадиджи были уверенность, ум и зрелость, позволившие стать успешной.

В то время, когда Кааба была заполнена статуями идолов, она и ее семья жили по заповедям религии Ибрагима. И желание выйти замуж за Мухаммада (с.а.в.) было продиктовано не материальными затруднениями, а совсем наоборот, источником его был внутренний духовный поиск.

Госпожа Хадиджа, удостоившаяся чести быть первым человеком, принявшим Ислам, в самые трудные дни Посланника Аллаха (с.а.в.) стала его опорой. Она была в высшей степени умной, сильной женщиной. Она была привязана к Пророку (с.а.в.) потрясающим чувством преданности.

И она была не только духовной опорой: по причине своей веры и доверия Посланнику Аллаха (с.а.в.), она направила все свое богатство на распространение Ислама и защиту Пророка (с.а.в.).

Анас сказал следующее: «Иногда, когда Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) преподносили подарки, он говорил, чтобы их отнесли в дом той-то женщины, потому что она была подружкой Хадиджы»[23].

СКРЫТЫЕ СМЫСЛЫ

В возрасте 25 лет Посланник Аллаха женился на Хадидже, которая была старше его на 15 лет. Как в соответствии с требованиями представляемой миссии, так и в соответствии с замыслом Всевышнего Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был женат на большом количестве женщин. Те, кто считает своей обязанностью выступать с нападками на Ислам, извратили суть такого положения вещей и смогли утверждать, что Благородный Посланник был –упаси Аллах –человеком, подверженным сладострастию. Посланник Аллаха все свои молодые годы –до 50 лет –провел лишь с Хадиджей. На протяжении брака с ней у него не было никаких отношений с другими женщинами, и он не думал о том, чтобы вступить в брак с кем-либо еще. Почему человек, подверженный сладострастию, будет ждать до 50 лет, чтобы удовлетворить свои желания? То, что необходимо, он бы делал в молодые годы. Кроме того, социальное положение и возраст Посланника Аллаха позволяли жениться еще на какой-либо женщине или взять себе наложницу. В Аравии той эпохи, когда с женщинами обращались как с вещью или товаром, это совсем не воспринималось чем-то странным и ненормальным. Всевышний не дает думающему человеку никакого повода для сомнения. Аллах, словно с помощью данного брака с Хадиджей, защитил Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) от любого рода грязных утверждений и нападок.

Среди благородных асхабов, составлявших ядро миссии Ислама, Хадиджа своей преданностью, умом, целомудрием и добродетелью была примером для верующих женщин. Вплоть до Судного Дня Аллах сделал ее примером для всех верующих женщин и назвал ее "матерью верующих".Хадиджа демонстрировала пример истинной добродетели. Ибо она, не признавая никакие препятствия, всегда оставалась ученицей Пророка.Мы видим, что в данном браке Посланник Аллаха и до начала пророческой миссии отличался самой высокой нравственностью. Ибо сделанное ему предложение вступить в брак он принял из-за своей чуткости и той ценности, которую он придавал человеку.Здесь также проявляется замысел божественной воли. В нравственно разложившемся обществе встретились два высоконравственных человека и создали образцовую семью.

Среди всех детей Посланника Аллаха лишь Фатыма (да будет доволен ею Аллах) пережила Пророка. Аллах испытал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) болью потери детей. Любимый Аллахом раб подвергается самым трудным испытаниям, самым тяжелым тяготам. Ибо тяготы и боль растворяют нафс подобно тому, как огонь растворяет лед. Они положат конец господству нафса над человеком. Потеря любимых еще больше приближает человека к Аллаху, оберегает от привязанности сердца к бренным вещам. Таким образом, если Всевышний полюбит Своего раба, Он выкупит у него этот мир (дунья) взамен другого (ахира). Иными словами, Он забирает его бренную жизнь взамен вечной.

-8

[1] Тевфик Абу Ильм, Достопочтенная Фатима, с. 11

[2] Сафинатуль-Бихра, 2/570

[3] Ар-равз’уль-Унуф, т. 1, с. 213

[4] 4. Проф. Док. Хайдар Баш, Милость для миров, т. 1, с 65

[5] Сират-и Ибн-и Хишам, 1/134, издательство Дару’ль-Марифат, Бейрут

[6] «Сират-у Эйммети’л-Исна Ашар», 1/42

[7] Сират-и Ибн-и Хишам, т. 1, с. 253-254

[8] Тавфик Аби Илм, age, с. 15

[9] Милость для миров Мухаммад. Проф. Док. Хайдар Баш, с. 70

[10] Бихар’уль-Анвар, т. 16, с. 9

[11] Бихар’уль-Анвар, 16/14

[12] из книги исламского историка Зухри

[13] Тазкиратуль-хавас, с. 302

[14] Бихар’уль-анвар, т. 16, с. 65

[15] Бихар’уль-анвар, 16/65

[16] Бихар’уль-анвар, 16/4

[18] Сират-и Ибн-и Хишам, т. 1, с. 206

[19] Тазрикат’уль-хавас, с. 303

[20] Табари, Захаир’ул-укба, с. 59; Хайсами, Маджма’уз-заваид, с. 103

[21] Табари,

[22] Табари

[23] Сафинату’ль-бихар, т. 1, с. 380

[24] Тазрикат’уль-хавас, с. 302

[25] Тазрикат’уль-хавас, с. 303

[26] Табари, Захаиру’ль-Укба, с. 52

Источник: Хайдар БАШ. "Достопочтенная Фатима (а.с.)"

Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",

Источник: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"