За последние 2 года мы сняли сотни фотографий, часы видео и панорам 360 по элитным жилым комплексам и коттеджным поселкам для сервиса HomeHunter. Разумеется, встал вопрос: как добавлять фото на сайт и закрывать ли их логотипом? На своем опыте уже знаем, что худо-бедно, но авторское право на фото в России соблюдается.
Однако чтобы отслеживать воровство контента нужен целый юридический отдел, который будет этим системно заниматься.⠀
Около года назад приключилась интересная история с чужими фотографиями, о которой, я уверен, многие слышали.
Есть фотограф, который делал много качественных фотографий интерьеров и фасадов жилых комплексов. Все работы были размещены на его странице в livejournal, и на каждом снимке было небольшой копирайт в самом низу. Снимки были по-настоящему хорошие и быстро распространились по всему интернету - конечно же, без указания авторства и с отрезанным копирайтом.⠀
Спустя 5 лет после публикации к автору пришел предприимчивый юрист-бизнесмен, который заключил с ним договор “доверительного управления исключительными правами” и начал подавать в суд на все компании, у которых были размещены эти материалы.⠀
Нам пришел иск на 250 000 рублей, так как на нашем сайте оказалось 5 злополучных фотографий. После получения уведомления мы сразу же убрали фотографии, но были слегка шокированы, потому что дорожим чужим контентом и используем только то, что есть в открытом доступе.⠀
В итоге суд мы проиграли, но нам повезло, так как за каждое фото присудили всего 10 000 руб., а не 50 000 руб., как хотел автор. В общей сложности получилось 60 тысяч рублей (5 фото и 10 тысяч за что-то еще).
Следили за статистикой и видели, что таких исков за 2019 было подано около 60 штук! Большинство из них одобрено в пользу истца. Мы подавали апелляцию и проиграли, а кто-то даже не принимал участия в процессе, поздно спохватился и просто вынужден был платить всю сумму по иску. Сейчас в открытом доступе точных данных нет, но думаю, что ребята неплохо заработали.⠀
Кстати, сам фотограф по-прежнему занимается съемкой объектов недвижимости и размещает свои фото в сети. 🙂
В общем, друзья, старайтесь не использовать чужие материалы, будьте осторожны! А для сервиса HomeHunter мы все-таки разработали логотип, который будет минимально отвлекать от просмотра контента.⠀
Одновременно очень серьезно думаем о том, чтобы публиковать фотографии без логотипов, но с небольшим копирайтом, а потом наказывать всех, кто на него позарится.
А вы что думаете по этому поводу? Напишите в комментариях.
Алексей Аверьянов
Генеральный директор Vesco Group
Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | VKontakte| YouTube | Telegram