Найти тему
А.И. Алёхин

Ахиллесова пята

Так обычно в переносном смысле называют самое уязвимое место человека. И в этом уже есть некоторая несообразность. Ну, в самом деле. Самые важные для жизни человека органы достаточно надёжно упрятаны в самых глубоких и хорошо защищённых местах организма. Нужны все части тела для нормальной жизни человека, но все они могут быть утрачены. Просто утрата одних вызывает немедленную гибель организма, а утрата других только затрудняет существование его, но к гибели не ведёт. И пятка, даже если в неё попадёт стрела, не должна бы приводить к гибели организма (если, конечно, не была смазана ядом, или в этот момент сердце "не ушло в пятки").

Рубенс П.-П. 1625. сарасота. Муз Ринглинга. https://sun9-52.userapi.com/c840326/v840326943/588f9/HDKNZN0-GSk.jpg
Рубенс П.-П. 1625. сарасота. Муз Ринглинга. https://sun9-52.userapi.com/c840326/v840326943/588f9/HDKNZN0-GSk.jpg

Но если у неустрашимого героя сердце всегда на своём месте, а вопрос о яде принципиально снимается в обычном сражении, то причиной гибели от поражения в пятку может быть только психологический шок от внезапной травмы полностью неуязвимого тела. А ведь именно полной неуязвимости и добивалась для своего сына богиня Фетида.

Антонио Балестра.https://img.fruugo.com/product/1/99/14416991_max.jpg
Антонио Балестра.https://img.fruugo.com/product/1/99/14416991_max.jpg

Она закаляла своего новорожденного сына в священных водах реки Стикс. Мёртвых водах реки, протекающей в подземном царстве Аида и разделяющей царство мёртвых и царство живых. Именно через эту реку перевозчик Харон переправляет души умерших.

Антуан Борель. http://alternathistory.com/wp-content/uploads/2020/03/trolliada_i_idisseya_03-02-768x525.jpg
Антуан Борель. http://alternathistory.com/wp-content/uploads/2020/03/trolliada_i_idisseya_03-02-768x525.jpg

Она брала младенца за самую несущественную часть тела, за пятку, и быстро окунала в воды Стикса.

Томас Бэнкс. 1789. https://farm66.staticflickr.com/65535/49112466431_27932d21d4.jpg
Томас Бэнкс. 1789. https://farm66.staticflickr.com/65535/49112466431_27932d21d4.jpg

Представление о том, как это происходило будоражило воображение многих поколений художников, пытавшихся представить себе и реконструировать эту сцену.

Среди художников, обращавшихся к этому сюжету, и Никола Пуссен, И Жак-Луи Давид, и пейзажист Донато Крети, и скульптор Бертель Торвальдсен. И даже Оноре Домье в своей карикатуре в "Шаривари" 28.08.1842. Le baptême d'Achille (баптизм: и просто погружение, и крещение обозначаются одним словом и карикатурист использует его не без намёка на сходство процедур.

Оноре. Домье. http://arts.mythologica.fr/artist-d/pic/daumier_thetis-achille.jpg
Оноре. Домье. http://arts.mythologica.fr/artist-d/pic/daumier_thetis-achille.jpg

И каков же конечный результат всех этих усилий? Когда Ахилл в яростной схватке прорвался к Скейским воротам Трои, он был поражён в пятку стрелой, которую выпустил Парис, но направил в нужное место бог Аполлон, сражавшийся на стороне троянцев.

П.-П. Рубенс. Смерть Ахилла.1630-35.Муз. Бойманс. https://i.pinimg.com/736x/62/4f/82/624f82dd61e41491ac8812968d4bef62--peter-paul-rubens-peter-otoole.jpg
П.-П. Рубенс. Смерть Ахилла.1630-35.Муз. Бойманс. https://i.pinimg.com/736x/62/4f/82/624f82dd61e41491ac8812968d4bef62--peter-paul-rubens-peter-otoole.jpg

Некоторые утверждают даже, что и Парис здесь не при чём, а стрелял сам Аполлон. Но это уже не принципиально.

Антонио Балестра. Смерть Ахилла., 1738. https://www.sonar2050.org/storage/files/Елфимов/Газ%20—%20не%20камень%20преткновения/1illasi3.jpg
Антонио Балестра. Смерть Ахилла., 1738. https://www.sonar2050.org/storage/files/Елфимов/Газ%20—%20не%20камень%20преткновения/1illasi3.jpg

Главное, что эта стрела привела к смерти героя.

Гамильтон Гэвин. https://ic.pics.livejournal.com/ilotan136/26726131/2647559/2647559_original.jpg
Гамильтон Гэвин. https://ic.pics.livejournal.com/ilotan136/26726131/2647559/2647559_original.jpg

Правда, верить в такую не вполне естественную смерть не очень хочется и потому существуют некоторые вариации того, что было потом. Есть версии, согласно которым Фетида оживила своего сына и даже добилась для него бессмертия. Но это, как говорится, уже совсем другая история.