Яркий представитель позднесоветской интеллигенции, народный артист СССР, актер и режиссёр, основатель, художественный руководитель и директор Московского драматического театра, несмотря на полученную в 2015 г. премию «Золотая маска», орденов «За заслуги перед Отечеством» и «Почета», не раз критически высказывался в отношении российской культуры. Дескать, народилось поколение глупцов, страна отупела, не ходит в театры, а смотрит «Дом-2».
Спрашивается, а почему вы опомнились только через четверть века после того, как сами разрушили самую читающую страну в мире? Неужели в 1992-м, прочитав газету «Спид-инфо» и посмотрев репертуар среднестатистического видеосалона нельзя было предсказать, чем это все кончится для российского театра?
Можно было, но вы, Армен Борисович, были очень заняты бизнесом, отпиливая от российской культуры свой собственный театр. А когда «внезапно» обнаружили, что театральное здание не бесплатно, что окупаемость его нулевая, так как население и обеднело, и поглупело, чтобы в театры ходить, принялись бить в набат.
А ведь это не разум «опомнившихся после 25 лет капитализма» говорит, это говорит пустой карман. Был бы в этой голове разум — то тот простой факт, что в рыночных условиях телевидение не просвещает, можно было бы констатировать гораздо раньше, когда возможности что-то поменять ещё были.
Предположим, прозрел Джигарханян в 2015-м, обнуление банковского счёта вернуло зрение и разум, но что делать-то предлагал директор театра? Создавать компартию и брать курс на революцию, чтобы вернуть то состояние театра, когда за билетик в очередях давились? Да нет. Ну ладно сам старый, немощный. Поставить в театре революционную пьесу? Брехта, например, или Вишневского. Посмотрел репертуар — не, с самого основания театра не было. Ладно, не под силу Вишневский, может, просветительскую работу на широкую ногу поставил, там, школьникам, студентам бесплатные места предоставляет, чтобы просветить? Нет, бесплатно сходить в театр Джигарханяна у бедного студента, который действительно понесет в массы культуру, шансов не было.
Так тот же вопрос — как Джигарханян действовал, чтобы исправить трагическое положение в отечественной культуре?
Да никак. Посетовал на камеру о падении нравов, о бескультурье, о засилье рвачей и применил древний приём, ещё со времён фараонов испытанный поколениями рабов — бухнулся в ножки Министерству культуры и, громко вопя о том, что вокруг-де одни посредственности, по театрам, понимаешь, не ходят, выклянчил денежек на прокормление живота бывшего талантливого актёра Джигарханяна. На том и помер. Занавес.