Я уже сообщала вам, даже и не один раз, что существует такая наука - когнитивистика, которая изучает наше с вами поведение.
И исследование мотивации входит в задачи этой дисциплины, помимо всего прочего.
Итак, почему мотивацию нужно изучать научно?
На таких исследованиях построено не только желание объяснить нам как уговорить себя встать с кровати утром промозглого выходного дня, но и куда более глобальные вещи.
Например, нужны ли оценки в школе, как правильно выстроить систему премирования сотрудников в компании, и, даже борьба с алкоголизмом и наркоманией. Все подобные вещи основаны на изучении мотивации.
Оказывается, мотивация бывает двух типов: внешняя и внутренняя.
Что это значит?
Если вы читаете книгу о теории эволюции потому, что вам самому интересно - это внутренняя мотивация.
Если же, вам дали задание принести конспект книги или рассказать об эволюции в университете или школе на оценку - это внешняя мотивация.
Заметьте, что каждый ребенок рождается с внутренней мотивацией. Нам не надо специально мотивировать малыша, чтобы он начал ползать, а потом ходить. Причем его не останавливают неудачи. Раз за разом, он падает, встает и пробует.
Стремление к познанию мира заложено в мышлении человека.
Так что же происходит позже, когда нам приходится заставлять детей учиться разнообразными способами?
Вот что говорит об этом теория мотивации:
Очень быстро на мотивацию внутреннюю накладывается мотивация внешняя.
Совсем скоро маленький человек начинает ждать от родителей внешней мотивации, то есть больше подбадриваний, больше похвалы, больше вознаграждения за свои достижения.
И тут происходит интересное.
Оказывается, если у человека есть сильная внутренняя мотивация что-либо делать, то избыток внешней мотивации может помешать!
Что это работает?
Ребенок увлеченно рисует просто потому что ему это нравится. Но стоит попросить его раскрасить картинку и что-нибудь пообещать за это, как степень его увлеченности снизится!
Неожиданно? Тем не менее, это так.
Вы платите своим детям за то, что они убираются и моют посуду?
Вполне естественно, что после одного такого события, он не будет больше это делать бесплатно пока живет с вами.
Впоследствии, во взрослой жизни, ему придется это делать для себя без всякого вознаграждения.
Уже взрослый человек будет чувствовать себя вынужденным бесплатно делать работу, которая ранее всегда оплачивалась. Отсюда - уборка станет для него тяжким бременем, которое он будет всегда пытаться отложить на потом, душевные муки во время этого ненавистного процесса будут обеспечены.
Более распространенная в нашей стране практика: плата за хорошую учебу.
Это не обязательно может быть оплата в денежном выражении. Новый телефон за четверть без троек тоже считается.
Согласно теории мотивации, таким образом вы подменяете внутреннюю мотивацию вашего ребенка на внешнюю. Подарки и карманные деньги никак не должны коррелировать с успеваемостью. Иначе - вы просто убиваете внутреннюю потребность человека изучать что-либо.
Странно, что моя мама всегда это знала, без всякой теории мотивации. Как так - то?
Внешняя мотивация, конечно же, тоже нужна. В каких случаях?
Когда ребенку предлагают занятие, которое он не мог бы осуществить самостоятельно. Например, отводят на кружок, о существовании которого он не знал, или предлагают новое дело, о возможности которого сам бы не догадался.
Внешняя мотивация также очень важна в переломные моменты. Особенно при наборе опыта.
Представьте, что вы учитесь в университете, по специальности, которая вам нравится и вы сами ее выбрали (внутренняя мотивация). Но на определенном этапе есть трудности, учеба вам перестала даваться легко. Вы с трудом понимаете предметы, но впереди сессия, придется учить, если вы не хотите быть отчисленным (внешняя мотивация). Вы заканчиваете учебу, начинаете работать, разбираетесь в своей профессии все лучше и лучше, чувствуете себя увереннее в своем деле. И вот тут то возвращается внутренняя мотивация. Вам опять интересно то, что вы делаете!
Вот так, можно более успешно мотивировать своих детей, учеников или сотрудников, если разобраться в некоторых особенностях людской психологии.
Что вы по этому поводу думаете?
Все статьи канала #битва за егэ
Что почитать еще:
- Приемная кампания и проходные баллы. Чего ожидать? - о статистике прошлых лет - вот здесь
- Веселые (и не очень) истории про школу, экзамены, учителей, а также многое другое об образовании - самые популярные статьи канала - вот здесь.