Найти тему
Igor Novikov

Вирус туризма и коронавирус на примере Турции. Ехать или не ехать?

Насколько правильно во время коронавирусной пандемии совершать туристические поездки за границу? Этот вопрос стали обсуждать еще в феврале-марте, когда вирус пошел распространяться по миру, тогда же прозвучали и первые предупреждения от государственных надзорных органов. Изначально были опасения, что в такой поездке можно заболеть, а можно и застрять за рубежом из-за вводимых ограничений, но главное – можно привезти коронавирус в родную страну и «осчастливить» этой заразой других людей, никуда не ездивших и ни в чем не виноватых. Многие прислушались и призадумались, но некоторым нашим соотечественникам, уже пораженным другим вирусом – вирусом безответственного туризма, не жалко ни себя, ни соседа.

Уже в первую волну пандемии пришлось испытать смешанные чувства, глядя на то, как наша страна вытаскивает из зарубежного туристического капкана своих незадачливых граждан, заранее предупрежденных, но поступивших по-своему, а теперь требующих особой заботы. Не им ли мы обязаны первой вирусной волной в России? Затем была летняя передышка между волн, как оказалось – недолгая. Ну как тут не оживиться вновь туризму! Ведь бедным туроператорам на жизнь зарабатывать надо любой ценой, а желающих платить такую цену у нас не убавляется. И снова потянулись беззаботные путешественники к дальним берегам, теперь и за коронавирусным экстримом.

Турция стала одной из первых трех стран (наряду с Великобританией и Танзанией), с которыми Россия возобновила авиасообщение. С 1 августа 2020 года российские туристы вновь получили доступ к желанному турецкому побережью и к прочим прелестям тамошнего туристического рая.

фото из Интернета
фото из Интернета

В 2020 году Россия лидировала по количеству туристов, решившихся приехать в Турцию во время пандемии и, судя по реакции местного туристического бизнеса, там рассматривали российских туристов как свою основную надежду. Сами российские туристы считали Турцию едва ли не самым безопасным местом в части коронавируса, удивлялись турецкой дисциплинированности, мерам предосторожности, повсеместному ношению масок. Даже после прихода второй волны пандемии оптимизм наших туристов не угас, да и в российском оперативном штабе по борьбе с распространением коронавирусной инфекции не торопились снова закрывать границы. Но гром все же грянул.

Порядка 90% заразившихся коронавирусом за рубежом российских граждан вернулись после отдыха из Турции – эта тревожная информация прозвучала 2 ноября из уст главы российского Роспотребнадзора Анны Поповой на заседании президиума Координационного совета при правительстве РФ по борьбе с распространением коронавируса. Говоря о результатах тестирования вернувшихся туристов на наличие у них коронавируса, Попова сообщила:

"В нашем общем мониторинге из общего количества выявленных - больше 10 тысяч положительных (результатов тестирования) - 90% - это лица, вернувшиеся из Турецкой Республики. Поэтому, очевидно, это необходимо обсудить и предложить определенные меры".

Тогда в это не очень поверили и предположили, что применяется такой хитрый способ давления на Турцию в целях сдерживания ее политики на Южном Кавказе. Но тут последовал второй раскат коронавирусного грома, уже из самой Турции.

С 20 ноября, по решению турецкого президента Эрдогана, для предотвращения распространения коронавируса, во всех провинциях Турции были введены новые и довольно строгие ограничения. По выходным установлен комендантский час, закрыты кинотеатры и спортивные площадки, ограничена работа торговых центров. Школы переведены на дистанционный режим до 4 января с возможным продлением. Рестораны и кафе до конца года работают только в режиме доставки и продажи «навынос». Однако столь важный для турецкой экономики туристический бизнес и тут пытаются спасти - для туристов делаются исключения, нет комендантского часа при наличии паспорта и отельной брони. Введение новых ограничений в Турции совпало по времени с естественным завершением большого туристического сезона. Случайно ли это совпадение? Какова была ситуация до этого?

Даже по официальным данным заболеваемость коронавирусом в Турции с начала осени выросла почти в пять раз, в связи с чем еще в начале сентября стали вводить некоторые ограничения работы кафе и ресторанов. При этом мэры Стамбула и Анкары заявляли, что только в их городах количество больных превышает официально объявленное число заболевших во всей Турции. В ответ на обращения и свидетельства о том, что фактическая заболеваемость существенно превышает официальные статистические цифры, министерство здравоохранения Турции давало неопределенные ответы.

29 сентября депутат от оппозиционной Народной республиканской партии Мурат Эмир представил турецкому парламенту документы из лабораторий министерства здравоохранения за 10 сентября. Указанное в документах число заболевших за один этот день в двадцать раз превышало официальные данные: вместо официальных 1512 человек, по данным Мурата Эмира в действительности заболело более 29 тысяч человек. Турецкий министр здравоохранения Фахреттин Коджа не стал подтверждать подлинность этих документов, но признал, что официально публиковалось не всё - сообщали только о заболевших с явными симптомами. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) просила турецкое руководство привести данные по стране в соответствие с международными требованиями, но тогда это не было сделано.

От выступающих в российских СМИ экспертов, хорошо знакомых с ситуацией в Турции, иногда приходится слышать, что все эти ограничительные меры в крупных торговых центрах и иных общественных местах там зачастую соблюдаются не так уж строго, порой формально. Туристам и их деньгам везде рады и не хотят эту радость портить. Ну а степень распространения коронавируса и точное число заболевших никто толком не знает. Говорят, в турецком народе теперь ходят шутки о том, что достоверная информация о заболеваемости в стране станет известна, когда из Турции уедет последний российский турист.

Ехать сейчас туда или не ехать – каждый решает сам, а чиновным людям наверно не до того.