Форд Мэдокс Браун - английский живописец, один из виднейших представителей прерафаэлитизма (хотя сам никогда официально не входил в Братство прерафаэлитов). Его картины носят романтический морализирующий характер и отличаются реализмом.
Именно такой является его картина "Этапы жестокости", датируемая 1890 годом. Хотя живописец работал над ней очень долго - , с 1856 по 1890 года. Картина ныне хранится в Художественной галерее Манчестера.
Вначале Браун называл её "Украденные удовольствия сладки", но уже к концу работы она получила название, под которой она ныне известна. С изменением названия менялся и смысл картины.
Браун создал отдельные эпизоды из жизни одного и того же персонажа. В нижнем левом углу мы видим девочку, обижающую собаку.
Злая девчонка замахивается на свою собаку цветком, готовая отхлестать её за какую-то провинность. Собака выглядит несчастной и подняла одну из лап, как бы защищаясь от маленькой злой хозяйки.
А потом девочка вырастает в жестокую девушку.
Девушка, одетая в синюю юбку и белую блузку, сидит на кирпичной стене у лестницы. В руке у нее незаконченная вышивка.
Почему же она жестокая? Да потому что отвергает своего возлюбленного, который держит девушку за руку и с мольбой пытается заглянуть ей в глаза.
Но девушка абсолютно безучастна к его мольбам, никак не реагирует на его любовь.
Форд Мэдокс Браун, подобно другим прерафаэлитам, в своем полотне использовал символичный язык цветов, принятый в викторианской Англии.
В руках девочки амарант хвостатый (еще называемый любовь - ложь - кровотечение). На языке цветов он обозначал безнадежность.
На груди девушки приколот букетик герани, обозначающий обман.
По перилам лестницы вьется вьюнок. А на языке цветов он означает угасшие надежды.
Немаловажно то, что юноша прячется в густых зарослях сирени, которая несет значение первой любви.
Хочется добавить, что первоначально девочку, обижающую собаку, Браун писал со своей дочери Кэтрин Мэдокс Браун. А вот заканчивал уже с другой моделью. Дочерью Кэтрин Джульетты, своей внучки. Вот ведь как бывает, если картину пишешь слишком долго.