Найти тему

Решение проблем репетиторства Ч.2 "Домашнее" обучение

Оглавление

В прошлой статье мы говорили об основном законе репетиторства: "Делай то, за что платят".

И я обещал две истории, но рассказал только одну. Как честный человек, я обязан рассказать вторую и непременно сделаю это через несколько абзацев.

А сейчас, как всегда, лирическое отступление.

"Физики" и "Гуманитарии"

Разделение людей на "физиков" и "лириков" - спекуляция на вольную тему.

Оправдывать непонимания математики "гуманитарным складом" ума - значит просто снимать с себя ответственность за обучение. Ибо наукой не установлены различия в работе мозга у гуманитариев и у тех, кто думает "точно".

Как раз наоборот. Все больше данных от нейрофизиологов, изучающих наши головы, подтверждают мысль Татьяны Черниговской.

В мозге есть определенные зоны, которые активизируются при определённых видах деятельности. Но думаем мы всем мозгом, даже всем телом.

А, скорее всего, и не только мозгом, и не только телом.

И если специалисты что-то измеряют, находя связь мозговой активности с психикой, значит мозг материален. Иначе что они измеряют?

Если чуть серьезнее

Я вполне серьезен, просто формой компенсирую чрезвычайную важность предмета.

А параллельно показываю родителям, которые спрашивают, как разговаривать с детьми, чтобы обучение отличалось от школьного. То есть было более эффективным.

Итак, мозг, который мы из-за недостатка знаний ассоциируем со способностями, мышлением, развитием - материален. Значит он подчиняется материальным законам.

При обучении мы обнаруживаем, что в мозге происходят изменения. Это факт.

Не факт, что эти изменения первичны. Но они - происходят, а значит связаны с обучением и развитием.

Посмотрим на это с точки зрения простой школьной физики.

Взгляд с необычной точки зрения позволяет увидеть привычное по-новому. (мое фото)
Взгляд с необычной точки зрения позволяет увидеть привычное по-новому. (мое фото)

Обучение и школьная физика

  • Для изменений в системе необходимо совершить работу.
  • А для работы нужна энергия. И не просто энергия (энтропия - тоже энергия, но ее невозможно превратить в работу).
  • Нужна разность потенциалов. Чтобы одно отличалось от другого, как "плюс" отличается от "минуса", поднятый над Землей кирпич - от его потенциально возможного положения на Земле.

И это не просто аналогия. На этом примере мы увидим и поймем то, что не можем увидеть, заглянув внутрь черепной коробки.

Мозг - это материальная система и все, что связано с изменениями в мозге, обязано подчиняться всем общим для материи физическим законам.

Репетитор и школа "дают знания"

  • Можно взять кирпич, поднять, перенести и передать его каменщику.
  • Можно перетащить мешок с цементом поближе к стройке, чтобы рабочим было удобнее. Не ходить же им за цементом, "вдруг устанут, а тут война" (с).

Вроде все в порядке: есть и разность потенциалов, и работа совершается. Следовательно, происходят изменения.

Вот так мы попадаемся на слова, на "логику" ))

Где происходят изменения?

У того мужика, который подносит кирпич и мешок с цементом. Не у каменщика и не у землекопа! Чтобы изменения произошли у них (в мышцах, да и в платежной ведомости), им нужно самим совершить работу. Взять кирпич, перетащить мешок.

Можно упрекнуть меня в незнании физики

Но не в понимании обучения :)

Чтобы в системе произошли изменения, туда необходимо ввести энергию. (Если что, то я в курсе про внутреннюю энергию, но давайте не будем усложнять).

Можно, например, ударить молотком по куску железа, который от удара нагреется. А если ударить посильнее, то и структуру изменит и войдет в деревяшку.

Но что такое "система" в этом примере?

Это железо ПЛЮС молоток. И моя логика после вашей критики остается незыблемой.

Можно спросить: а кто ударяет молотком, кто вводит в систему энергию, вызывающую изменения в железке?

Я вам отвечу. Мужик ударяет.

Как учится ребенок?

Разве не репетитор вызывает в ученике обучающие изменения, подобно тому, как молоток - в железке?

Тут все усложняется, а в этой статье я не планировал заходить слишком глубоко.

Эта логика приводит нас к тому, что "осла можно подвести к воде, но напиться он должен самостоятельно". Как кирпич, который можно поднести ближе к рабочему, но уложить который он должен сам. Чтобы получить зарплату.

Ученик сам должен совершить некоторую внутреннюю работу над собой, чтобы "получить знания".

Мы вошли в область, в которую ни педагогика, ни официальная психология далеко не лезут. В физике ни одна система не совершает работу "сама над собой". А человек это умеет.

И тут мы начинаем догадываться, что некто другой - не мозг - совершает работу, вызывая изменения в мозге. И этот кто-то не репетитор и не любой другой человек.

Назовем его Личность и оставим в покое.

Вторая история

Оставим теперь и физику.

Если вы заинтересованный человек, то дальше вам ничего разжевывать не нужно. А если читаете "для интереса", то про молоток, кирпич и механическую работу вы, наверное, и до этой статьи слышали. )

Обучение без объяснений

... Лет 8 назад я придумал, как показать сыну, что такое обучение и "Работа над собой" на самом деле. Без объяснений и определений в стиле "теоретико-множественного метода".

Дело было летом, в деревне и времени было предостаточно.

До отъезда мы гуляли в парке. Там около одного из прудов собираются деды, играют в домино и шахматы. Среди них есть один любитель шахматных задач, который и притащил этот "Мат в 5 ходов".

Я сфотографировал позицию, а на следующий день мы уехали в деревню. Вот тогда я и придумал способ объяснить без объяснений, что значит учиться.

Это даже не интерактивная доска- просто деревяшка. Но на ней можно учить думать ))
Это даже не интерактивная доска- просто деревяшка. Но на ней можно учить думать ))

Способ, как и всё, что срабатывает с человеком, прост.

Я попробовал с сыном решить задачку, но сходу она не решилась. И тогда я ему сказал:

"У нас времени предостаточно. Будем решать ее, пока не решим. Фигурок не так много, вариантов не бесконечное количество. Будем решать день, два, неделю, две - все равно ведь решим? Оценки никто не ставит. После речки все равно в избе сидим - жара. Вот и будем решать".

(Тайком я попросил жену загнать позицию в программу, чтобы проверить, имеет ли задача 5-ходовое решение и не ошибся ли тот мужик. Она проверила - имеет. )

Зачем я поступил именно так?

Да затем, что если бы я знал решение, то не сумел бы полностью избежать ловушки "Проклятия знания". Мои попытки "решать" напоминали бы усилия учителя, пытающегося научить решать задачи, которые он "сам не решал, но знает".

Но это работает очень плохо. А у большинства учителей не работает вообще.

Я знал: уровень сына достаточен для решения этой задачи.
И знал, что обучение происходит исключительно и только тогда, когда происходит движение, работа внутри системы, внутри самого человека.

А еще я знал, что некоторая добавочная энергия необходима как "спусковой механизм". Или, если хотите, как опора. Но не информационная опора ("обрати внимание, что тут можно использовать теорему о ..."), а психологическая.

Если мне память служит верно, задачу мы решили на 4-й день.

Но главная задача, которая была решена в той неформальной обстановке - сын неосознанно, то есть на очень глубоком уровне, понял, что значит учиться, что значит решать, а не запоминать "решения" типовых "задач".

Вот так просто.

Но и физические примеры, согласитесь, не сложнее. А и кирпич, и мешок доставляются к месту "легким движением руки", как и железка забивается в древесину.

Мораль про репетиторство и домашнее образование

Вы можете переосмыслить статью (конечно, если вам это зачем-то нужно) и понять, почему

  • репетиторство имеет крайне низкую эффективность,
  • но крайне высокую иллюзорность, в смысле демонстрации немедленного результата (о чем мы говорили в прошлой статье)

Даже самый умный - без всякой иронии - репетитор просто не имеет возможности обучать таким способом. Можете себе представить шахматного репетитора, пусть даже за 1000р/час, просиживающего оплачиваемое родителями время рядом с ребенком и лишь изредка что-то говорящего?

Не можете?

А репетитора по математике можете?

Тоже не можете?

И я не могу.

А учитывая, что большинство репетиторов - нынешние школьные учителя, обученные учить совершенно иными методами, - мы убеждаемся в правоте исследования ВШЭ о крайне низкой эффективности влияния репетиторов на конечный результат.

Но также мы теперь увидели критическую важное преимущество домашнего обучения, перевешивающего все остальные недостатки (которые, естественно на СО также имеются).

Дома я могу учить ребенка понимать столько, сколько нужно. Так, как нужно. В темпе в котором нужно именно ему. Вещам, которые легче осваиваются именно сейчас. В той форме и по таким учебникам, которые подходят именно ему и именно сейчас. Или вообще без оных.

Оценки -то за неправильное оформление никто не ставит ))

  • - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

P.S. Почему в заголовке я закавычил "домашнее" обучение?

Потому, что обучение не бывает ни домашним, ни офисным. Оно либо есть, либо его нет.