Самообслуживание - это труд, связанный с удовлетворением органических и социальных потребностей ребенка, поддержанием личной гигиены, процессами одевания и раздевания, едой.
В раннем детстве малыши осваивают операционно - техническую сторону, а в дошкольном происходит освоение норм, связанных с поведением в быту.
И элементарный бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке (труд в природе), участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности ( ручной труд). Это деятельность ребенка, направленная на преобразование окружающего мира, создание общественно - полезного труда. А любой труд предполагает существование мотивов общественного характера. То есть то, что делает ребенок, приносит пользу окружающим. Поэтому только так будет формироваться позитивное отношение к труду.
Особенности современных детей.
Актуальность проблемы исходит из того, что современные дети сильно отличаются от своих сверстников конца 80 - 90-х годов XX века.
Они становятся все менее самостоятельными, позже начинают одеваться, а про завязывание шнурков многие не узнают до средней школы. Это связано с тем, что в нашу жизнь активно входят помогающая техника и более удобная и простая одежда. Родители все успевают делать быстрее и лучше ребенка, и объективная необходимость в помощи и самостоятельности детей постепенно отпадает. И вы, конечно, понимаете, что ничего хорошего в этом нет.
Современные дети обладают новым типом сознания - системно - смысловым, а не системно - структурным, характерным для детей прошлого века.( Н.А.Горлова,д.п.н, профессор МГПУ, А.А.Леонтьева)
Для современных детей смысла оказывается чрезвычайно важно понимать, зачем это нужно? Раньше были ПОЧЕМУЧКИ, а теперь ЗАЧЕМУЧКИ. Подчинить свои действия поставленной перед ними цели ребенок может только если цель ему близка (помочь маме), само занятие понятно. Здесь накладываются предпосылки становления общественных мотивов труда.
У современных детей замечены еще такие качества как настойчивость и требовательность, нежелание слепо подчиняться указаниям взрослых.
А еще у них были замечены такие качества, которые не были замечены у современных детей.
- врожденное стремление к самореализации;
- проявление своей деятельной натуры;
- ранняя активность;
- повышенная потребность во внимании к себе, которая может выражаться в форме требования;
- стремление поскорее познать окружающий мир;
- проявление любопытства и настойчивости.
У детей "снизилась энергичность детей, их желание активно и целенаправленно действовать..." академик Д.И.Фильдштейн
На основе выявленных особенностей современных детей возникает проблема: современные дети не готовы самостоятельно решать возникающие жизненные задачи, касающиеся самообслуживания и элементарного бытового труда.
Но как бы то ни было, но нашим детям придется взрослеть и делать всю домашнюю работу, обслуживать себя. А когда же учиться, если не с раннего детства, когда все в ребенке готово к восприятию нового? Кроме того самообслуживание и элементарный труд приучают ребенка к аккуратности, ответственности, внимательности к своему внешнему виду, терпению в выполнении малоприятной или неинтересной работы и готовности помогать. Эти качества очень важны для полноценного развития личности человека.
Излишняя опека родителей создает у ребенка сомнения в своих силах и возможностях, что в дальнейшем приводит к формированию нерешительности, неуверенности у ребенка...(Э.Эриксон, американский психолог).
Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим. (В.Сухомлинский)
О.М.Корчемлюк, автор пособий для дошкольников.