Найти тему
Круто об искусстве

10 картин, изменивших мир.

Чтобы мы ни говорили и кто бы не всплывал в нашей голове при мысли о самых важных картинах в мировом художественном наследии, САМЫЙ РАДИКАЛЬНЫЙ РЕФОРМАТОР ЖИВОПИСИ ЖИЛ В ПРОТОРЕНЕССАНСЕ👇

1️⃣ ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ "Оплакивание Христа", 1306. Фреска. Капелла Скровеньи, Падуя.

❗Запомним: О.С.П = ОБЪЕМ, СВЕТОТЕНЬ, ПЕРСПЕКТИВА - тринога Джотто (срамота для средневековья).

А еще в его работах впервые появляются ЗЕМНЫЕ люди, одушевленные ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ЧУВСТВАМИ И СТРАСТЯМИ (читай эмоции и характер) ➡️ соответственно, Христу характерно не божественное средневековое наитие, а высокое моральное совершенство и героическая твердость духа.

Евангельский эпизод впервые изображается КАК СОБЫТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (помещает его в реальную обстановку, тогда как в средневековье все условно и символично).

Он предваряет художников Ренессанса еще и тем, что был мастером "на все руки": и живописец, и скульптор, и архитектор (компанила (читай колокольня) флорентийского собора - его проект; в скульптурном оформлении собора он также принимал участие).

А еще на переднем плане в его работах появляется фигура СПИНОЙ - не мыслимо для средневековья, ибо они всегда обращены к молящемуся.

2️⃣ МАЗАЧЧО "Изгнание из Рая", 1427-1428. Фреска. Капелла Бранкаччи, Флоренция.

-2

Впервые появляется изображение НАГОГО ТЕЛА и делает это Мазаччо убедительно: естественные пропорции, твердо и устойчиво ставит персонажей на землю.

А еще СИЛА ЭКСПРЕССИИ - читай эмоциональное напряжение (нет аналогий в искусстве своего времени).

Он первый, кто ЛИШИЛ религиозные сцены ОТТЕНКА МИСТИКИ - это земные люди с индивидуальными чертами лица и печатью человеческих чувств, действия их продиктованы естественными человеческими побуждениями ➡️ чудеса воспринимаются как результат усилия воли человека, а не вмешательства божия.

3️⃣ конечно КАРАВАДЖО, и конечно "Призвание апостола Матфея", 1599. Капелла Контарелли, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.

-3

Впервые ЖАНР и РЕЛИГИЯ СЛИВАЮТСЯ. Все персонажи - реальные, обычные люди с их человеческими страстями и желаниями. НИКОГДА до Караваджо святой образ не трактовался так РЕАЛИСТИЧНО.

А еще Караваджо писал своих Мадонн с ПРОСТИТУТОК (читай гнев церкви).

4️⃣ УИЛЬЯМ ТЕРНЕР "Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога", 1844. Национальная галерея, Лондон.

-4

ПЕРВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ. Да-да-да, его создали не импрессионисты.

Совершенно уникально и название картины, данное самим художником, очень точно выражающее суть образа. Тернер изобразил поезд, стремительно несущийся по мосту прямо на зрителя. ПЯТНО ЧЕРНОГО ПАРА И ОЧЕРТАНИЕ МОСТА - ЕДИНСТВЕННЫЕ ВНЯТНЫЕ ДЕТАЛИ картины. Все остальное - живописная каша. Именно из этого тернеровского МАРЕВА ВЫРАСТУТ позже ИМПРЕССИОНИСТЫ.

5️⃣ ЭДУАРД МАНЕ "Завтрак на траве", 1863. Музей Орсе, Париж.

-5

Потому что это БОМБА ➡️ ни в одной мастерской ни одного художника XIX века не могла больше появиться такая или даже хоть сколько-нибудь похожая картина. В то время как Салон покоряли "Римляне эпохи упадка", бесконечные Венеры и одалиски, она перевернула живопись, для нее не находилось в то время ни терминов, ни традиции. Это первое в истории современного искусства полотно, над которым толпы зрителей смеялись, стыдливо перешептывались, плевались.

Ну и мы помним, что Мане НЕ ИМПРЕССИОНИСТ.

6️⃣ ПАБЛО ПИКАССО "Авиньонские девицы", 1907. Музей современного искусства, Нью-Йорк.

-6

Потому что ЭТА КАРТИНА ОТКРЫЛА ПОВОРОТ К КУБИЗМУ.

7️⃣ КАЗИМИР МАЛЕВИЧ "Черный квадрат", ну куда же без него (1915. Третьяковская галерея, Москва).

-7

Потому что это НОВАЯ АЗБУКА искусства, а "Черный квадрат" - это заглавная буква нового алфавита.

❗"Черный квадрат" - это ПРОСТО ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. Малевич не первый кто закрасил простую геометрическую фигуру, но он первый, кто не играл со смыслами закрашенных поверхностей, а назвал это изображение тем, чем оно является.

8️⃣ БОТТИЧЕЛЛИ "Рождение Венеры", 1484-1486. Галерея Уффици, Флоренция.

-8

Потому что ВПЕРВЫЕ КАРТИНА ХУДОЖНИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЮ НАГОЙ ЯЗЫЧЕСКОЙ БОГИНИ.

9️⃣ РЕМБРАНДТ "Ночной дозор", 1642. Государственный музей, Амстердам.

-9

Парадный не парадный портрет.

А еще МАНЕРА ПИСЬМА - резкие, прерывистые мазки; отсутствие прорисовки деталей; контраст света и тени, когда свет будто сам выявляет лица персонажей (без подробной прорисовки). Привет реализм и импрессионизм XIX века.

🔟 ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ "Первая абстрактная акварель", 1910. Национальный музей современного искусства (Центр Жоржа Помпиду), Париж.

-10

Потому что ПЕРВАЯ АБСТРАКТНАЯ акварель (читай первый, кто ушел в беспредметность).

Был еще Дюшан и его писсуар, но это уже 1️⃣1️⃣...