Не менее важны опыты по изучению себя и общества, хотя они сложнее. Получается, что ты либо сам являешься объектом изучения, либо ты находишься внутри этого объекта изучения. Тем не менее такие опыты проводить необходимо.
Какие задачи мы решаем, проводя такие опыты?
1. Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развитие социального и эмоционального интеллекта.
3. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, многообразии стран и народов мира.
5. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
7. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Игра "Конструктор эмоций"
Формирование первичных представлений о себе, других людях на примере социально ориентированной игры.
Еще одна игра на формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Опыты многому могут научить, но некоторые опыты небезопасны, поэтому приходится учиться на чужом примере. ОБЖ не повод эксперимента.
И есть такие эксперименты, которые помогут решить задачи уважительного отношения к истории своей семьи.
Собирание фотографий, определенные рисунки, оформляем в альбом.
А вот присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. И проще эту задачу решать через наглядные примеры, когда ребенок наблюдает за действиями и поступками других детей и пытается их анализировать. Ребенок , анализируя поступки других детей, ставит себя на место другого ребенка.
Наверное, можно представить себе, что дети проводят исследование - экспериментируют над своими родителями, постигая таким образом правила поведения, но вряд ли это целесообразно. Эти правила могут рассказать взрослые, а наглядные изображения, рассказы позволяют их освоить на практике.
Родители оценивают не ребенка, поступок, совершенный этим ребенком.
Алгоритм проведения.
1. Игровая ситуация, подводящая к целеполаганию.
Т.е. мы сталкиваемся с ситуацией, которая затрудняет нам дальнейшие действия, не позволяет выполнить работу, играть).
2. Уточнение цели.
Мы уточняем, какие свойства явлений предметов необходимо знать, чтобы справиться с проблемой.
3. Проведение исследования.
Проводим опыт, эксперимент, наблюдение, анализ, сравнение, измерение, моделирование; формируем промежуточные суждения.
4. Подведение итога.
Формируем вывод, перечисляем особенности, признаки, свойства предмета, явления.
6. Рефлексия.
Проговариваем, какие эмоции испытали.
7. Выход на самостоятельную деятельность.
Проговариваем, какие исследования можно провести в свободное время, дома, на прогулке.
Светлана Паршина, руководитель онлайн - школы "СОтворчество 2100", автор текстов на аттестационной платформе, автор учебников и учебных пособий.
А.А.Вахрушев, кандидат биологических наук, автор учебников и учебных пособий.