Басня «Три льва» была создана в 1805 году, как и многие другие лучшие произведения И.И. Дмитриева в этом жанре. Как большинство басен этого автора, она характеризуется чрезвычайной лаконичностью (в данном случае, например, всего 11 строчек).
Политическое прочтение сюжета басни
Произведение можно прочитать как политическую аллюзию на образ молодого, всеми любимого царя Александра I, позже названного Благословенным, который вступил на престол в 1801 году, после гибели его отца Павла I.
Его величество, Лев сильный, царь зверей,
Скончался.
Александр явил большой контраст с царствованием отца, утомившего подданных своими тщеславными требованиями. Как известно, первая половина царствования Александра (до начала аракчеевщины в 1815 году) ознаменовалась многими либеральными преобразованиями. О любви народа к нему хорошо будет рассказано позднее в романе Льва Толстого «Война и мир».
В басне "Три льва" "меньшой с невинным взором" "тут же наречен владыкой всем собором", то есть избран всенародно.
Александр I был старшим сыном, но здесь поэт отдает дань традиции волшебной сказки, согласно которой всегда именно младший сын - выразитель благих принципов.
Мы знаем также о том, что Дмитриев, как истинный сын века Просвещения и ученик Карамзина, был значимым государственным деятелем, глубоко преданным монархии, и потому совсем не исключено, что произведение сознательно содержало в себе эту оптимистическую аллюзию на появление нового русского царя. Кстати, именно в 1805 году литератор вернется на государственное поприще по приглашению нового императора Александра (раздосадованный неисполнением его предложений и ложным доносом, Дмитриев было подал в отставку в 1799 году, при Павле I).
Своеобразие жанра басни у Дмитриева
Есть много отличий произведения от классической (настоящей) басни.
Так, произведение больше похоже на притчу, так как в «Трех львах» нет сатиры, а скорее присутствует философская подоплека смысла, свойственная притче. Басня не столько высмеивает двух старших братьев, сколько прославляет младшего, который обещает любить народ.
Кстати, данная особенность вообще свойственна многим басням Дмитриева, что отличает их от творчества И.А.Крылова, его последователя, составляя их особенный интерес и изюминку. Поэтому Дмитриев, творчество которого вполне оригинально и самоценно, не должен рассматриваться лишь как предшественник Крылова.
Философское прочтение сюжета
Басня «Три льва» настолько приближается к притче, что даже ее сюжет легко прослеживается в смежных притче жанрах, восходящих к древней, доисторической мудрости: в мифе, сказке, легенде.
В народных сказках универсальный сюжет - это три сына, из которых всегда именно младший является носителем идеи милосердия (высшей мудрости) и потому удостаивается высшей награды - царства. В Библии неоднократно встречаются сюжеты о младшем сыне как богоизбраннике и отцовском любимце (Авель, Иосиф Прекрасный…), в отличие от кровожадных и завистливых старших братьев. Фольклорных и литературных произведений с этим сюжетом не счесть.
Итак, басня "Три льва" приближается по жанру к притче, а также к утопии. Говорится о неком волшебном, утопическом царстве христианской направленности, где народ поистине мудр и избирает кроткого царя-спасителя.
Подобный утопический сюжет прослеживается в 20 веке во «Властелине колец» Толкиена (1948 год). В наши дни создается песня-баллада Татьяны Шиловой о трех сыновьях, которая использует похожий сказочный сюжет и ту же главную идею. Как и в басне Дмитриева, у Шиловой старший брат выбирает войну, средний богатство, а третий любовь, и именно последний получает царство.
Итак, произведение Дмитриева, приближаясь по смыслу к сказкам и легендам, выражает не сатиру, свойственную, например, реалистическим басням Крылова, а мечты автора об идеальном мире, о возвышенном государстве, отсюда и напоминает нам сказочный сюжет.
Во многом это объясняется и литературным направлением конца 18 века - сентиментализмом, в русле которого работал И.И. Дмитриев, следуя по стопам своего учителя Карамзина. Данное направление стремилось вызвать трогательные чувства (восторг, умиление, задумчивость, мечтательность) и потому не приветствовало сатирические элементы в повествовании.
Художественные особенности
Художественные особенности - это то, что роднит данное произведение с басней и отдаляет его от притчи. Это краткость, лаконичность формы, отсутствие серьезного эмоционального накала, то есть некоторая легкость тона по сравнению с классической притчей.
Легкость тона достигается, в частности, чрезвычайной краткостью многих строк, а также самой разнородностью в длине строк. Эта стихотворная разнородность стилистически снижает жанр произведения, что и делает его внешне более похожим на басню:
«А я б его любил», —
Сказал меньшой с невинным взором.
Отличие от притчи и в том, что вывод очень краток ("И тут же наречен владыкой всем собором"), что словно разбавляет краски и уменьшает пафос "серьезности".
Стихотворный размер басни - ямб с использованием кольцевой рифмы.
Использование книжной перифразы (наследник Беллоны, то есть богини войны) сегодня воспринимается как элемент устаревшего языка:
«Меня! — сын старший говорил. —
Я сделаю народ наперсником Беллоны».
Итак, произведение оставляет впечатление, что автор воспроизводит трогательную философскую идею, при этом скрываясь за шутовской маской баснописца.