Найти в Дзене
ХОЛИСТИКА с Татьяной Мелени

Эволюция представлений об "идеальной" женской красоте

Оглавление

Какая она - красивая женщина? Что вообще делает любого человека красивым? Хотя может показаться, что стандарты красоты, которым стремятся соответствовать все модели сегодня, должны быть исторически универсальными, на самом деле верно противоположное. «Идеальное» женское (и мужское) тело сильно изменилось с годами, хотя основа женской формы осталась прежней.

Венера Виллендорфская
Венера Виллендорфская

Эпоха Позднего палеолита (40 тыс-12 тыс лет назад)

Один из самых ранних когда-либо обнаруженных образцов древнего искусства - палеолитическая Венера - является первобытным символом идеализированной женщины. Первые предметы культуры изображали именно женщину – это последствия матриархата. Эти находки имели преимущественно культовый характер. Женщина, которая была главой рода, возносилась до ранга матери богов. И она совсем не похожа на современных моделей. Венера Виллендорфская - статуя, созданная где-то между 29500 лет назад, - это воплощение представлений о плодородии.

Эта девушка выходит далеко за рамки пышных форм. На самом деле, она очень пухлая. Такие пышные груди, бедра и живот - залог здоровья и деторождения. Как произведение искусства, вполне вероятно, что такое объёмное тело - это в некоторой степени преувеличение по сравнению с тем, как на самом деле выглядели женщины той эпохи, но это еще раз доказывает, что упитанность была идеалом 35000-20000 лет назад.

Иштар - месопотамская богиня плодородия и любви, войн и распрей.
Иштар - месопотамская богиня плодородия и любви, войн и распрей.

Междуречье и Египет эпохи Бронзового века (3500-1200 до н.э.)

Первые древние цивилизации людей появились ещё в эпоху неолита в плодородных долинах Тигра и Евфрата Месопотамии и египетского Нила. В IV тысячелетии до н. э. на территории Месопотамии уже существовали отдельные города, а в середине III тысячелетия до и. э. возникли государства. Оценить идеалы женской красоты Месопотамии того времени не так просто, поскольку изображение женщины не входило в круг основных тем древней культуры. Сохранился лишь один рельеф с изображением женщин. Это знаменитая сцена пира царя Ашшурбанипала с женой в беседке, увитой виноградом. Ашшурбанипал возлежит на ложе, жена сидит у его ног на высоком кресле, прислужницы овевают ее опахалами. Но всё же об идеалах женской красоты Междуречья можно судить по изображениям великой богини Иштар (Астарты), множество статуэток и изображений которой хорошо сохранилось до наших дней. Иштар - центральное женское божество аккадской мифологии: богиня плодородия и плотской любви, войн и распри, и иногда имела андрогинные черты. Если судить по этим изображениям, то можно сделать вывод, что женщины с особо пышными формами, скорее всего, успехом не пользовались.

Идеалы женской красоты древних египтян: богиня Исида (слева) и Нефертити (справа)
Идеалы женской красоты древних египтян: богиня Исида (слева) и Нефертити (справа)

Похоже, таких же идеалов придерживались и древние египтяне. По дошедшим до нас статуям и настенным росписям, можно заметить, что идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами, контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле. Стройна как кипарис - это об идеальной египтяне тех времён.

Хотя такое изображение женщины вовсе не означало, что жительницы древних регионов Месопотамии и Египта были стройны и поджары. Изображение богини - это идеализированное представление о женской красоте, которой, скорее всего, не соответствовали обычные женщины.

Древнегреческие Афродиты
Древнегреческие Афродиты

Древняя Греция и Древний Рим (II тыс. лет до н.э.- начало н.э)

Греки давали определение красоты буквально благодаря Гесиоду, писателю VIII-VII веков до нашей эры, который описал женщину как «прекрасное зло». Она была злом, потому что была красива, и была красива, потому что она была злом. Древние статуи показывают нам идеализированную художниками форму женщин - широкие бёдра, полная, но небольшая грудь, и не совсем плоский живот. Но греки выражали красоту, опираясь не только на какое-то субъективное восприятие, они прибегали к математике привлекательности. Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии – 69 см, бедер – 93 см - таковы были идеальные параметры для женщины в Древней Греции.

Платон изначально придерживался «золотого сечения», родившегося в Греции, как меру, по которой подсознательно оценивается вся красота, но именно его коллега Пифагор придумал соотношение красоты - на лицах и в природе. Проще говоря, он обнаружил, что для того, чтобы считаться «красивыми», женские лица должны быть шириной на 2/3 длины лица и обе стороны лица должны быть идеально симметричными.

Древнеримские идеалы женской красоты.
Древнеримские идеалы женской красоты.

Древний Рим как брат-близнец, перенимал стандарты древнегреческой красоты в искусстве, мифологии. и на бытовом уровне. В Древнем Риме был культ светлой кожи и белокурых волос. Апулей считал, что вряд ли Вулкан женился бы на Венере, а Марс влюбился в нее, если бы она не была златокудрой. Жены римских патрициев для ухода за кожей, кроме отбеливающих мазей, средств против сухости кожи, морщин и веснушек, применяли молоко, сливки и молочнокислые продукты. Римлянки уже знали секрет обесцвечивания волос. Волосы протирали губкой, смоченной маслом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивались на солнце. Косметические средства для повседневного туалета богатых римских дам изготавливались в домашних условиях, а уход за кожей и волосами проводили специально обученные молодые рабыни под надзором более пожилых и опытных женщин.

Римляне были знатоками гигиены, они широко практиковали массаж и частые купания в банях (термах), где имелась холодная и горячая вода, ванны, парные, комнаты отдыха и гимнастические залы.

Средневековая красота под покрывалами: французские король и королева (слева) и французские дамы света (справа). Х век
Средневековая красота под покрывалами: французские король и королева (слева) и французские дамы света (справа). Х век

Средневековье (V-XIV века)

С упадком Рима эпоха воспевания красоты как мужской, так и женской, сменилась культом религиозного аскетизма и отрешенности от мирских радостей. В Средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным.

Архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием.

Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот. Героиня Средних веков выглядела примерно так: миниатюрные руки и ноги, высокий лоб, круглый живот, светлые волосы, плоская грудь. Для того, чтобы сделать округлые формы как можно более незаметными, грудь перебинтовывали и перетягивали металлическими пластинами уже с детства. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру (ширина одежды к росту составляет 1:3). Под чепчиком полностью прятали волосы, был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена.

Эпоха Возрождения - больше фривольности. Слева - Агнесса Сорель (1422-1450гг жизни), в центре и справа - Диана же Пуатье (1499-1566 гг жизни)
Эпоха Возрождения - больше фривольности. Слева - Агнесса Сорель (1422-1450гг жизни), в центре и справа - Диана же Пуатье (1499-1566 гг жизни)

Эпоха раннего Возрождения (XV-XVI века)

Художники эпохи Возрождения хотели отойти от скромности и строгих религиозных ценностей Средневековья. Превращение общества в более светское началось ещё в 1300-е года, когда некоторые художники начали рисовать обнаженную женскую грудь, которая символизировала смесь плодородия и чувственности.

Идеализированные женщины художников вроде Рафаэля обычно были пышными, бледными, но со слегка покрасневшими щеками и мягкими круглыми лицами. Рафаэль признал, что большинство его картин были основаны не на реальных моделях, а просто на его представлениях о том, как будет выглядеть красивая женщина. Так было со многими художниками.

С эпохой Возрождения начался переход от простого рассмотрения женщин как объектов плодородия к объектам похоти и красоты, но каноны красоты в Европе всё также находились в сильной зависимости от религиозности общества. Если возлюбленных французских королей Агнессу Сорель или Диану де Пуатье изображали с обнажённой грудью на портретах, то испанский двор XVI века возводит в культ плоскую фигуру. Девушки надели испанские корсеты из сложной металлической конструкции со стальными болтами, который весил внушительно и был похож на латы. Такой корсет делал фигуру женщины абсолютно плоской, одежда деформировала тело. Девочкам на ночь на грудную клетку накладывали свинцовые плиты, чтобы грудь не развивалась.

Наглухо закрытые испанки эпохи Возрождения
Наглухо закрытые испанки эпохи Возрождения

А вот в Англии королева Елизавета, которая была коронована в 1558 году, положила начало эре макияжа. 25-летняя королева, происходящая из общества, которое, согласно одной газете из Гарварда, считала женщину с накрашенным лицом «воплощением сатаны», щедро наносила на лицо белила, и красный тон губ стал её визитной карточкой, сделав такой макияж символом высшего класса. Чем бледнее была женщина, тем выше был её статус, так как бедняки были вынуждены проводит много времени под солнцем, обзаводясь загаром, поэтому богатые хвастались своей бледной кожей как символом роскошной жизни в тени дворцовых стен и потолков.

Елизавета I Английская с высоким аристократическим лбом, красными губами и одеждой по самую шею
Елизавета I Английская с высоким аристократическим лбом, красными губами и одеждой по самую шею

Также желая сохранить свой девственный образ (а позже скрыть шрамы от оспы) в дополнение к выставлению напоказ своего статуса, Елизавета красила лицо толстым слоем белой пудры на основе свинца и румян для губ. Представители высшего общества последовали её примеру, вероятно, из-за веры в то, что помада «может творить чудеса, возможно, даже предотвращать смерть», как гласили каноны того времени. Елизавета, не желая отказываться от собственного бренда, умерла, нанеся «полдюйма румян» на губы. Эта мода не была здоровой, поскольку свинцовые белила медленно отравляли красоток, что отражалось и на внешнем виде - волосы редели и обнажали высокий "аристократический" лоб.

Модницы конца ХVIII века
Модницы конца ХVIII века

Постфранцузская революция в конце 18 века

После того, как французы восстали против аристократии во время Французской революции 1789 года, люди захотели дистанцироваться от своей обесчещенной королевской семьи. До революции макияж носили одинаково и мужчины и женщины. Поскольку идея «искусственности» не находила одобрения в обществе, представители обоих полов предпочли более естественный вид. Но по мере того, как воспоминания о революции начали забываться и страна вступила в XIX век, макияж для женщин снова становился популярным.

Естественность женских форм в стиле ампир
Естественность женских форм в стиле ампир

Хотя некоторые все еще критиковали его, искусство накраситься и одеваться в течение дня превратилось в своего рода шоу, которое кокетки устраивали для потенциальных поклонников. Женщины из элиты общества буквально приглашали зрителей посмотреть, как они прихорашиваются в разной степени раздетости. Но макияж для мужчин оставался в основном непопулярным, став эталоном разделения женщин и мужчин в обществе, которое считало внешность и сексуальность женщины ее величайшим достоинством. Корсет потерял своё значение и в моду вошёл стиль ампир с платьями-рубашками на античный манер, подчеркивающие естественные очертания женской фигуры, которая всё также оставалась изящной.

Тот самый викторианский корсет
Тот самый викторианский корсет

Викторианская эра (1837-1901гг.)

Когда королева Виктория взошла на престол в 1837 году, Британская библиотека сообщала, что «самым скромным, красивым и очаровательным был наряд из юбки в форме колокола - кринолина, который становился всё шире и шире, и требовал всё больше нижних юбок и даже обручей для поддержки". И, как сообщает BBC, дамское общество ограничивалось домашними, «поскольку домашнее хозяйство и материнство считались обществом в целом достаточным эмоциональным удовлетворением для женщин». Бледный, хилый, слабый внешний вид был в моде. Никакая конкретная часть тела не подчеркивалась, кроме талии, - лишь бы женщина не выглядела слишком бодрой или сильной. Женщины затягивались в тугие корсеты, чтобы подчеркнуть свою изящность и слабость, пока врачи не забили тревогу из-за высокой смертности среди любительниц тугих корсетов, некоторые из которых умерли из-за сломанных корсетом рёбер, которые впивались во внутренние органы. По словам художника и исследователя Алексиса Карла, «чахоточные дамы считались очень красивыми». Хотелось бы стать туберкулёзницей ради покорения мужских сердец?

Макияж того времени тоже был невероятно опасным. Неизменные свинцовые белила, аммиак, ртуть и пасленовые для окраски. И викторианцы знали об опасности этих ядов - не первое столетие же пользовались. Женщины просто были готовы травить себя, чтобы выглядеть красивее. Конечно, преобладающее мужское желание в пользу слабых, покорных женщин вызвало эту тенденцию, так что дамы не собирались убивать себя, чтобы выглядеть бледными просто так.

"Девушка Гибсона"
"Девушка Гибсона"

На рубеже веков

В 1890-х годах появилась "девушка Гибсона". "Девушка Гибсона" была создана американским иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном на рубеже XIX и XX столетий, которая определяла красоту женщины того века. Это был первый американский стандарт красоты. С рубежа веков и до начала Первой мировой войны женщины повсюду старались соответствовать образу этого рисунка. Девушка Гибсона была высокой, худой, с узкой талией, большой грудью и широкими бёдрами. Силуэт, подобный песочным часам, достигался за счёт корсета. Дама тех времен должна была иметь длинную шею и большие глаза, быть бледной, хотя и не такой напудренной, как в предыдущие годы.

Эвелин Несбит - первая негласная американская супермодель
Эвелин Несбит - первая негласная американская супермодель

Хотя все еще было модно выглядеть немного мягкими и округлыми, начиналась тенденция к более тонкому идеалу. Девушка Гибсон на самом деле не была реальной личностью, но Эвелин Несбит, которую считали первой в мире супермоделью, была наиболее близкой ей. Но это был еще один эталон красоты, изобретенный мужским рисунком, а не вдохновленный какой-либо существующей женщиной. Начиная с этого образа женщины, к понятию внешней красоты добавилась и оценка социальной роли. В дополнение к изысканной красоте девушка Гибсона была спокойна, уверенна и искала личной самореализации. Она также доминировала над мужчинами, например, могла быть изображенной изучающей смешного маленького мужчину под лупой или раздавливающего его своей наготой.

Флэпперы - эмансипированные девушки с мальчишескими формами
Флэпперы - эмансипированные девушки с мальчишескими формами

1920-е годы

К концу 1910-х годов многие женщины стали работать. Это был сложный период Первой мировой войны. Но и после войны они не собирались отказываться от этой независимости. В 1920 году женщины получили право голоса и они больше не собирались выносить взъерошенные волосы и корсеты. Флэпперы - эмансипированные молодые девушки - полностью изменили моду и телосложение. Когда они почувствовали вкус мужской силы, идеальное женское тело стало более похожим на мальчишескую фигуру. Впервые пышный, плодородный вид полностью исчез. Девочки хотели выглядеть худыми, без изгибов, и они стригли себе волосы.

Подол юбок был поднят выше, чем когда-либо, что позволяло женщинам двигаться, танцевать и, наконец, немного повеселиться. Именно здесь началась наша серьезная современная одержимость весом. До 20-х годов было трудно взвесить себя, если только ты не был очень богат. Зеркала в полный рост также были невероятно дорогими, поэтому только богатые люди когда-либо видели свое тело целиком. Но когда были изобретены весы для ванной, стало очень просто определить, насколько вы худы или полны. Рост количества универмагов с зеркалами также дал женщинам из рабочего класса возможность увидеть себя полностью. Это также означало, что они могли видеть все свои недостатки, тем самым разжигая нашу современную одержимость телом.

40-е прошлого века
40-е прошлого века

30-е и 40-е годы XX века

К несчастью для флэпперов, 20-е годы закончились Великой депрессией, которая отодвинула моду на второй план. Большинство женщин не могли думать о стройной фигуре и идеальной одежде, поэтому идеальный тип тела стал немного полнее.

Из-за нехватки ресурсов, а затем из-за страшного периода Второй мировой войны, женщинам приходилось творчески подходить к своей одежде. Они переделывали мужские костюмы в женские наряды. Это привело к появлению выраженных плеч (почти как мода 80-х), создавая резкую фигуру в виде песочных часов. Женщины выздоравливали после долгих лет ужасной экономики и экономии, а также продовольственных пайков в войну, и идеальный тип телосложения отражал это. Никто не хотел выглядеть худым - это казалось слишком близким к голоду, - но пышная фигура также была нереальной для того времени, поэтому всё же девушки оставались худощавыми.

Джина Лоллобриджида и Мэрилин Монро
Джина Лоллобриджида и Мэрилин Монро

50-е - начало 60-х годов

Депрессия и Вторая мировая война уже стали историей, и Америка впервые за долгие годы заработала много денег. Европа вставала с колен и жизнь потихоньку налаживалась. Люди были в настроении наконец праздновать и могли себе это позволить, что привело к появлению чуть более полной фигуры. Фигура в виде песочных часов была популярна, и очень поощрялось наличие большого бюста. New Look от Dior царствовал на подиумах, в бутиках, и в повседневной жизни.

Сейчас многие считают, что символы 50-х годов Мэрилин Монро или Джина Лоллобриджида были немного полноваты. Хотя, конечно же, актрисы тех времен тяжелее современных моделей, кинозвезды все же были очень худыми - у них просто была пышная грудь. Большинство гламурных девушек из кино имели ИМТ от 18,8 до 20,5, что намного ниже, чем средний ИМТ женщин, равный 23,6. Итак, даже в наше время, когда идеальная женщина была немного крупнее, она все равно была тоньше большинства настоящих девушек.

Тощие супермодель. Слева - Твигги в 60е, справа - Кейт Мосс в 90-е
Тощие супермодель. Слева - Твигги в 60е, справа - Кейт Мосс в 90-е

Конец 60-х - 90-е годы

К 60-м годам культура начала меняться. Изменилась и роль женщины в обществе, которым не достаточно было просто иметь дом и машину, сидя дома в качестве домохозяйки. Молодежь восстала против ограниченности 50-х, а тощая Твигги стала самой известной моделью своего времени.

В 70-е женщины стали свободнее, но худощавое тело по-прежнему оставалось идеалом. У Фарры Фосетт, возможно, был бюст больше, чем у Твигги, но она все еще была довольно миниатюрной. Макияж и мода склонились к более естественному виду. Образы не были такими смелыми, как в 60-е, а волосы носили естественно и очень длинными.

Когда наступили 80-е, началась эра супермоделей. Женщины должны были быть загорелыми, высокими, худыми, но слегка спортивными. Бедра стали намного меньше, хотя большая грудь все еще была в моде. На женщин больше влияли модели, чем актрисы, несмотря на то, что модели по-прежнему были значительно худее среднего человека.

Супермодели 90-х
Супермодели 90-х

Когда казалось, что идеальное тело не может стать тоньше, наступили 90-е. Кейт Мосс пришла, чтобы поспорить с Твигги за звание «самой худенькой модели всех времен». Популярной стала британская модель с ИМТ 16 и знаменитым видом, который назвали «героиновым шиком». Забавно, что и 90-е, и викторианская эпоха считали образцом красивой внешности людей, которые буквально умирали. С модными беспризорными моделями 90-е ознаменовались самым тонким женским идеалом в истории.

Эпоха Кардашьян. Фигуристые Джей Ло (слева), Кайли Дженнер и Ким Кардашьян (в центре) и Ники Минаж (справа)
Эпоха Кардашьян. Фигуристые Джей Ло (слева), Кайли Дженнер и Ким Кардашьян (в центре) и Ники Минаж (справа)

Эпоха Кардашьян (2010 г по наст. время)

А потом началась эпоха Кардашьян, которая резко развернула тренд на худобу в сторону пышных форм. Такой поворот связан с ростом влияния афро-американского и латино-американского населения на культуру Америки - основного трендмэйкера. Появление Дженифер Лопес на сцене и в кино, распространение и популяризация рэп-культуры чернокожих, для которых худоба никогда не была естественной, явили миру феномен Ким Кардашьян, которая крутизной своих бёдер открыла двери плеяде певиц и моделей с часто силиконовыми пышными грудями и бедрами. Похоже, мы сейчас движемся в эпоху палеолита.

Что же на самом деле «идеально»?

Мы вступаем в эпоху, когда средства массовой информации начинают восхвалять разнообразие рас и телосложений. Перед Неделей моды в Нью-Йорке 2017 Совет модных дизайнеров Америки разослал меморандум, чтобы напомнить дизайнерам о необходимости искать здоровых моделей и выводить на подиум более широкий спектр девушек. В киноиндустрии всё больше появляются актрисы с формами, далёкими от 90-60-90. На социальных платформах модели с очень широким диапазоном форм собирают одинаково большое количество фанатов.

Поскольку стандарты так сильно изменились за всю историю (просто попробуйте носить большие прически и макияж 80-х, чтобы сегодня выглядеть привлекательно), это ещё раз доказывает, что стандарты красоты на самом деле являются временными идеалами.

Читать ещё: