Найти тему
Fantasy box

"Черный квадрат", конец как начало

Чёрный супрематический квадрат. 1915 Холст, Масло. 79,5 × 79,5 см
Третьяковская галерея, Москва
Чёрный супрематический квадрат. 1915 Холст, Масло. 79,5 × 79,5 см Третьяковская галерея, Москва

Можно долго и до хрипоты спорить, является ли искусством картина Казимира Малевича "Черный квадрат"? Может ли в ней что-то нравится и есть ли в ней эстетическая и художественная ценность? И в этих спорах обе стороны будут правы.

Главная беда этого произведения, что оно является "прецедентом" в искусстве. Все последующие картины супрематистов и авангардистов - того же Малевича, Поповой, Эль-Лисицкого, Экстер и других таких споров уже не вызывают.

  • Похожий спорный прецедент в искусстве, что так же вызывает массу споров и обсуждений, это "Фонтан" Марселя Дюшана, объект является перевернутым писсуаром с подписью «R.Mutt» (Р. Дурак).

"Черный квадрат" по сути первое произведение в котором ничего нет. У Василия Кандинского в его абстрактных полотнах ещё присутствует цвет, странные формы и пятна, глядя на которые ещё можно что-то представить, додумать и пофантазировать. Здесь же вселенская пустота.

Манифест о том, что искусство умерло.

К тому времени творчество сделало полный виток. Классика стала считаться моветоном. Импрессионизм заполонил рынок и стал обычным коммерческим и модным продуктом. Как грибы появлялись новые виды и стили искусства - дадаизм, кубизм, лучизм, примитивизм и пр.пр.пр. В добавок ко всему началась Первая Мировая война. И вот из всего этого появилось наивысшее искусство - Супрематизм и его главная картина словно ставит на всём большую, чёрную, квадратную точку. Мол выше его ничего нет будет.

И зёрна правды тут есть. Со времен первобытной наскальной живописи человечество просто копирует мир совершенствуя техники и технологии визуального искусства. Новые краски, новые манеры письма и построения композиции, а когда появилась фотография и точное копирование стало не обязательным начался поиск нового языка в искусстве. И тут появился Малевич, который сказал, что всё это тупик, потому что художники продолжали копировать мир.

А новое искусство - супрематизм, создавало новый мир. Создавало нового человека, новое мышление.