Найти в Дзене
частные суждения

Кто такая Тортилла из «Приключений Буратино»?

Сказка о Буратино, который долго искал и наконец нашёл Золотой Ключ, всем нам знакома с детства. Одна из ключевых личностей в его квесте — черепаха по имени Тортилла, великолепно сыгранная в советском фильме Риной Зелёной. Если рассмотреть ситуацию, описанную в сказке Алексея Толстого, то получится следующая картина. Некогда неизвестное лицо передало исключительно ценный предмет, за которым охотится несколько различных банд (например, группировка Карабаса-Барабаса и конкурирующие с ним лиса Алиса с котом Базилио, представители мафии профессиональных нищих), а также отдельные неорганизованные авантюристы (вроде самого Буратино), на хранение пожилой женщине. Немедленно должен возникнуть вопрос — почему именно ей?

Старушка — божий одуванчик.
Старушка — божий одуванчик.

Заметим, что артефакт (Золотой Ключ) не просто передан на хранение. Хранитель обязан сам, по какому-то неизвестному читателю критерию решить, кому он отдаст этот ценный предмет. Поскольку на артефакт зарятся многие, то хранитель должен быть либо достаточно опасен, чтобы с ним побоялись связываться, либо очень хитёр. В последнем случае он может скрывать сам факт нахождения артефакта именно у него. Или же прятаться вместе с артефактом там, где алчные охотники за добычей либо не смогут их найти, либо, если всё же найдут, не смогут добраться.

«Лягушата», помощники Тортиллы. Боевые пловцы «Чёрного князя» Боргезе?..
«Лягушата», помощники Тортиллы. Боевые пловцы «Чёрного князя» Боргезе?..

Казалось бы, престарелая черепаха, живущая в болоте и прячущая Золотой Ключ на его дне, отвечает лишь второму критерию. То есть она не столько опасный, сколько хитроумный хранитель артефакта. Но так ли это на самом деле? Ведь в принципе тот же Дуремар, освоившийся в болотистой местности и имеющий идеальное прикрытие для поисков артефакта (он сотрудничает с аптечной сетью в качестве добытчика живых пиявок), запросто может проследить за ней, найти и вытащить артефакт со дна в любое время. Как медлительная древняя черепаха смогла бы ему помешать? Но почему-то Дуремар (и, заметим, все остальные мафиози) ждёт, пока артефакт не окажется в руках у Буратино и только тогда начинает действовать.

Вы когда-нибудь видели галстук такой формы? Не является ли он намёком на какой-нибудь жуткий культ?
Вы когда-нибудь видели галстук такой формы? Не является ли он намёком на какой-нибудь жуткий культ?

Мафия здесь упомянута не зря. Всё действие происходит в Италии. Точнее, южной части Италии — краю низменностей, ручьёв и болот. А юг Италии является родиной сразу нескольких мафий, из которых широко известны сицилийская и неаполитанская (её обычно называют «Каморра»), но на самом деле такие почтенные организации здесь есть в каждой области. Именно поэтому и Дуремар, и даже грозный Карабас-Барабас (имеющий собственную мобильную базу в виде передвижного театра, а также множество нерассуждающих кукол, в буквальном смысле марионеток, пригодных для исполнения любых, сколь угодно кровавых дел) до поры опасаются действовать прямо и открыто.

Дуремар как бы говорит подельнику: «Положа руку на сердце, я её боюсь».
Дуремар как бы говорит подельнику: «Положа руку на сердце, я её боюсь».

Очевидно, что в артефакте, скрываемом Тортиллой, заинтересованы многие мафиозные кланы. Именно поэтому его отдали хранителю, не связанному ни с кем из них и к тому же давно отошедшему от преступной деятельности. Но стоп, не наговариваем ли мы на пожилую леди? Действительно ли она была преступницей? Да, в фильме Рина Зелёная проговаривается, наставляя невинного Буратино: «Драться надо — так дерись!» Но ведь в книге такого не было?

Лицо той самой старушки, уже без лорнета. Судя по этому взгляду, зрение у неё отличное, а ум до сих пор острый.
Лицо той самой старушки, уже без лорнета. Судя по этому взгляду, зрение у неё отличное, а ум до сих пор острый.

Тортилла не может быть кем-то иным, кроме как хорошо знакомой всему местному преступному сообществу особой. На то указывает элементарная логика. Кому можно доверить крайне ценную и притом опасную вещь? Только тому, кто уже зарекомендовал себя, например как хранитель воровского общака. То есть заведомо честный, но могущий в случае чего отбить любое покушение на собственность банды. Была ли Тортилла в юности такова? Что у неё за репутация, раз эту старушку до сих пор опасаются молодые отморозки, если и знающие о её прошлом, то лишь по неясным слухам?

Троянский конь имел весьма опасную начинку. А троянская тортилья?
Троянский конь имел весьма опасную начинку. А троянская тортилья?

Ответ кроется в самом имени старушки. Обычно его производят от итальянского слова «tartaruga». Не слишком похоже на Тортиллу, не так ли? Но ведь в итальянском языке существует слово «tortilla». Означает оно выпечку, у нас её обычно называют «тортилья». И есть одно занятное выражение в этом языке: «cavallo di tortilla», буквально оно означает «выпечка с начинкой», а её смысл переводят как «троянская тортилья». И ещё тортильей итальянцы называют одну из разновидностей яичницы. Которую, как известно, не приготовишь, не разбив яиц. Может, в юности лихая черепашка специализировалась по ударам ниже пояса?

На этой иллюстрации  безобидная черепаха напоминает совсем другое существо, тоже живущее в замкнутом водоёме:
На этой иллюстрации безобидная черепаха напоминает совсем другое существо, тоже живущее в замкнутом водоёме:
-8

Есть ещё одно итальянское слово, очень похожее по звучанию на имя нашей древней черепахи. «Tortile», буквальный перевод: «крученый», то бишь в нашем случае «крученая». Кличка, вполне подходящая ловкой и удачливой уголовнице. А вот почему эта непростая старушка ждала вполне конкретного деревянного парня, и почему это самое двуногое длинноносое полено, буквально вчера появившееся на свет, сразу узнали марионетки Карабаса-Барабаса — уже совсем другая история.