Найти тему

Ким Ньюман: «Профессор Мориарти. Собака Д’Эрбервиллей»

Цикл повестей, поначалу относительно самостоятельных, но позже объединенных автором в единый роман в новеллах. Цикл представлен в виде дневниковых записей полковника Себастьяна Морана, исполнявшего при профессоре Мориарти почти ту же роль, что и доктор Ватсон при Шерлоке Холмсе: менее сообразительного «младшего партнера» и добровольного биографа. Перед нами предстают два антагониста Холмса и Ватсона и ряд эпизодов их преступной деятельности: от знакомства Морана с Мориарти – и до гибели последнего.

Этот роман-цикл вышел у Ньюмана несколько неровным. Есть просто отличные новеллы – те, где автор почти не использует истории Конан Дойла, а выстраивает собственные сюжеты: «Опус в пунцовых тонах», «Союз красных», «Шесть проклятий» и отчасти – «Греческое беспозвоночное». Лихо закрученные сюжеты, практически детективная интрига – да, Мориарти с Мораном тоже зачастую приходится вести собственные расследования – пусть и с сугубо меркантильными, а то и вовсе преступными целями. Своеобразная манера повествования полковника Морана – грубоватая и циничная; любовно и тщательно выстроенные декорации и реалии Викторианской эпохи, черный юмор, удачно вплетенные мотивы целого ряда литературных произведений...

Особенно порадовал «Союз красных», где Мориарти хитроумным способом разделывается с чванливым королевским астрономом Стэнтом – беспринципным карьеристом, имевшим наглость прилюдно разгромить в пух и прах книгу Мориарти «Динамика астероида» – сложнейший научный труд, в котором Стэнт ничего толком не понял. Здесь, кроме всего прочего, весьма оригинально и с юмором обыграны мотивы «Войны миров» и «Хрустального яйца» Герберта Уэллса – но новелла хороша не только этим.

«Опус в пунцовых тонах» – предыстория и тайная подоплека истории, рассказанной в «Этюде в багровых тонах» Конан Дойла. Но сам «Этюд...» цепляется здесь лишь краем, «Опус...» – история практически самостоятельная и весьма увлекательная. К тому же для немногих приличных людей, в ней замешанных, все заканчивается достаточно хорошо: Мориарти и своей выгоды не упустил, и разделался лишь с теми, кто имел неосторожность ему досадить. Иногда даже отъявленные злодеи творят добрые дела – пусть и исключительно в меркантильных целях и в качестве «побочного эффекта».

Ну и грандиозная многоходовая афера, закончившаяся не менее грандиозным побоищем в «Шести проклятиях» тоже хороша.

Но вот те новеллы, где Ньюман берет за основу рассказы Конан Дойла, вышли заметно слабее. «Погром в Белгравии» вообще получился достаточно блеклым и каким-то невнятным. «Дело с последним делом», завершающее книгу, вышло хоть и поинтереснее «Погрома...», но все же несколько натянутым и не настолько увлекательным, как повести, где Ньюман использует свои оригинальные сюжеты.

Заглавная же «Собака Д’Эрбервиллей» хоть и неплоха сама до себе, но, опять же, несколько недотягивает до оригинальных новелл Ньюмана. Это совершенно откровенная перепевка «Собаки Баскервилей» Конан Дойла – и в этом главный недостаток повести. А так повесть получилась вполне динамичной, с неплохо закрученной интригой и любопытной инверсией: здесь, в отличие от «Собаки Баскервилей», и обе стороны «собачьего» конфликта, и те, кого наняли с этой историей разобраться, оказываются отъявленными мерзавцами: пробы негде ставить!

В целом, книгу прочел с интересом и местами с откровенным удовольствием. Но, увы, некоторые из новелл слегка подпортили общее впечатление. О том, что прочел, не жалею, но вот в список рекомендуемого к прочтению включать эту книгу, пожалуй, не стану – в отличие от «Эры Дракулы» того же Кима Ньюмана.