Всем, кто хочет понять, к чему приводит свободный рынок, кто хочет понять причины введения НЭПа в СССР и причины, по которым его надо было сворачивать, а также вникнуть в суть политики военного коммунизма, ОБЯЗАТЕЛЬНО прочитайте книгу Мешочники и диктатура в России. 1917-1921 гг., доктора исторических наук, профессора А.Ю.Давыдова.
Если кратенько, то некоторые тезисы, которые книга отлично подтверждает:
— продовольственный кризис в 1917 г. был вызван политикой слишком запоздалых и нерешительных мер царского и временного правительств по ограничению свободного рынка продуктов. Боялись тронуть хлебных спекулянтов и помещиков, а значительной частью эти правительства и сами были помещиками и хлебными спекулянтами, или же кормились с их рук;
— вопрос введения продовольственной диктатуры назрел всем ходом истории начиная с 1914 г., потому эта политика была выстрадана как единственная сколь-нибудь эффективная стратегическая мера по предотвращения масштабного голода, в первую очередь в городах и армии;
— большевики единственные имели возможность эту политику не только провозгласить, но и системно проводить, так как опирались на широкие низы голодающих;
— масштаб продразвёрстки в массовом сознании сильно преувеличен — Советская власть не имела практической возможности реализовать изъятие хлеба в планируемых масштабах, потому что:
1. Из-за разрушения системы отчётности и статистики статистика об имеющихся на руках у крестьянства хлебных запасах была заниженной.
2. Не была налажена система хранения и вывоза хлеба (+ топливный и транспортный кризисы + воровство).
3. Крестьянство массово саботировало продразвёрстку и оказывало вооруженное сопротивление, а сил его подавить военными мерами было недостаточно, система заграждения продотрядов была неэффективна.
В итоге продразверстка и реквизиции в ходе войны обеспечивали снабжение от 10 до 50% района городских рабочих (по разным регионам, самый высокий процент — в Петрограде и Москве) и чуть более 50% армию и флот. Остальное приходилось на самоснабжение армии и на свободный рынок в городах. При этом было изъято не более 30% оценочного товарного хлебного запаса, причём только в некоторых губерниях (цифры даю по памяти, сейчас просмотреть затруднительно ибо с телефона, в книге точней, но примерно того же порядка).
— однако продразверстка позволила решить основные проблемы Гражданской войны — накормить армию и промышленность (необходимое условие победы);
— давление стихийного рынка было огромным, мешочников остановить было невозможно — всё равно что корзинкой воду черпать, и советское государство просто не могло с стихийным рынком справиться, в силу чего необходимость НЭПа с окончанием Гражданской и демобилизацией армии (1921 — это уже вторая волна демобилизации) решительно назрела. НЭП позволял и без того затопившую мелкотоварную стихию ввести в регулируемое ХОТЬ КАК-ТО ГОСУДАРСТВОМ русло.
— однако рыночные отношения в продовольственной сфере таили в себе угрозу повторения продовольственного кризиса при любом изменении благоприятных условий хозяйствования на неблагоприятные, даже если их рост был бы ограничен, поэтому НЭП надо было свертывать в пользу коллективизации.
Легко представить, что бы было, если бы фашисты напали бы на СССР в условиях сохранения массы хозяйчиков — даже если представить, что крестьяне с кулацким сознанием не побежали бы брататься с гитлерзольдатен во имя сохранения коровы и хозяйства, то половина РККА воевала бы на фронте, а половина в тылу продразвёрстку выколачивала.