Найти тему
Литература о жизни

«Барка жизни встала...» Анализ стихотворения А.Блока

А.А.Блок. Барка жизни.
А.А.Блок. Барка жизни.

Стихотворение создано в декабре 1904 года и входит в цикл «Город» (1904—1908).

Стихотворный размер и рифмы

Сразу обращает на себя внимание непривычный среди стихов Блока стихотворный размер  — трехстопный хорей:

Бар-ка// жиз-ни // вста-ла //На боль //шой ме //ли.
Гром-кий // крик ра //бо-чих //
Слы-шен // из-да //ли.

Такая короткая строка с ритмом, похожим на считалку, на детский стих, может передавать чувство беспомощности и растерянности поэта посреди новых образов, предчувствуемых как новых хозяев времени – сильных рабочих. Барка жизни самого поэта встала на мели, он на распутье и в смятенье. Река жизни «пустая»- впереди неизвестность, пустота:

Песни и тревога
На пустой реке.

Данное стихотворение Блока отличается крайне неточными рифмами (встала – рабочих, тревога – сильный), что соответствовало новой эстетике модернизма и вызывало резкую уничижительную критику стихов Блока со стороны современников, сторонников традиционного стихосложения. Неточные рифмы передают в данном произведении сумятицу чувств, отсутствие гармонии в душе лирического героя (зеркале самого окружающего мира, резко меняющегося), его тоску и грусть:

Барка жизни встала
На большой мели.
Громкий крик рабочих
Слышен издали.
Песни и тревога
На пустой реке.
Входит кто-то сильный
В сером армяке.

Образы и аллюзия на Пушкина

Руль, парус и корма, управляемые «кем-то сильным» «в сером армяке» – вольно или невольно переправляют нас к пушкинскому стихотворению «Арион» («Нас было много на челне…»). В том стихотворении Пушкин воспевал деятельность декабристов и свое участие в освободительном движении как певца-вдохновителя:

…В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн…

Но Блок, в отличие от Пушкина в 1827 году, далек от дружбы с певцами свободы. Наоборот, он наблюдает за ними «издали», отстраненно, и не уверен, что веселые пловцы возьмут его с собою:

Вот они далёко,
Весело плывут.
Только нас с собою,
Верно, не возьмут!

Направление

Стихотворение написано в духе символизма. Символы «барки жизни», «пустой реки», «большой мели» передают чувство застоя в жизни, необходимость перемен, и вместе с тем большой тревоги по поводу грядущего перелома всего существования.

Образные средства и проблематика

Основной вопрос, то есть проблематика стихотворения: кто сдвинет с места старый мир?

Произведение передает и ответ, то есть образное видение поэтом положения дел в современной ему жизни: старый мир больше не возможен, он застрял на мели, у него больше нет пути вперед. Новые сильные герои приходят на смену старым. Они сильные, они в рабочей одежде, и именно они сдвинут барку с места.

За этими героями  — жизнь и будущее. Они воплощают энергию и активность. Это символизируют эпитеты, передающие яркость красок: «красная корма», «пестрые дома», «кто-то сильный».

Другие образные средства, передающие ощущение силы в стане рабочих: «громкий крик рабочих», глаголы: «сдвинул», «багор закинул», «грудью надавил».

Композиция

Центральный образ (нового героя времени, человека из народа)  — это «кто-то сильный в сером армяке». Именно с его появлением в стихотворении появляется движение, с помощью нагнетения глаголов прошедшего времени, которые ставятся в конец строки, в ударное положение:

Руль дощатый сдвинул,
Парус распустил
И багор закинул,
Грудью надавил.
Тихо повернулась
Красная корма,
Побежали мимо
Пёстрые дома.

Этому активному движению противопоставлено начало стихотворения, в котором присутствует лишь страдательный залог и назывное предложение, символизирующие покой:


Песни и тревога
На пустой реке.
Громкий крик рабочих
Слышен издали.

Такая смена глагольного времени во второй половине стихотворения создает его внутреннюю динамику .

Лирический герой

У лирического героя щемящее чувство грусти оттого, что он не видит себе места в этом будущем:

Вот они далёко,

Весело плывут.

Только нас с собою,

Верно, не возьмут!

«Барка жизни» уходит под взглядом лирического героя, а он остается на берегу в роли постороннего наблюдателя. Но аллюзия на пушкинского «Ариона» позволяет предположить, что уже в эти годы Блок где-то в глубине души надеется перейти в стан участников и вдохновителей освободительного движения.