Информационное превью: мультипликационный фильм "Домовёнок Кузя", 4 серии; снимался в СССР с 1984 по 1987 годы; жанр: сказка, по мотивам произведений Татьяны Александровой; режиссёр: Аида Зябликова; роли озвучивали: Георгий Вицин, Светлана Травкина, Татьяна Пельтцер; общая продолжительность всех 4-х серий: 55 минут.
Кто же не помнит эту очаровательную кукольную анимацию про смешного чумазого человечка! Очень весёлая и обаятельная история, главный герой которой типичный, вообще-то, трикстер: ведёт себя нахально, даже нагловато. Грязноватый, перемазанный сажей, он с ходу ставит свои условия, командует и ведёт себя вызывающе!
Что же поделаешь, любим мы нагловатых, но милых бездельников - так устроена психология почти всех ребятишек. Вспомните Карлсона, который живёт на крыше - хамоватый хулиган и обжора, но мы его обожаем. Барон Мюнхгаузен - врун, фанфарон, авантюрист, любит над всеми поржать, но какая у него армия фанатов. Чеширский кот из "Алисы в стране чудес" - метафизичен, таинственен и потому немного даже страшноват и жутковат, особенно когда от него остаётся одна улыбка; этот персонаж не подчиняется никаким правилам, никого не слушает, постоянно плутует и озорничает. Балансируя на грани безумия, Чеширский кот самый, однако, разумный и рассудительный персонаж в кэрролловской сказке - и он потрЯсен. А Гекльберри Финн? Бродяга, постоянно в бегах, вечно странствует. Он плутоват, вороват - выживать то надо, - при этом лучший друг Тома Сойера, ведь Гек Финн добр, романтичен, свободолюбив...
Портрет домовёнка Кузи яркий и колоритный. Этому нахалу, бездельнику и грязнуле 7 веков. Он натурально врывается в жизнь маленькой девочки Наташи с боевым кличем "Нафаня!". Он плутует и озорует, при этом постоянно таская с собой таинственный сундук со сказами, без которого совершенно не мыслит своего существования. И эта потребность в сказке, частью которой собственно он сам и является, делает персонажа романтичным и ужасно привлекательным.
Главное идейное ядро этой мультсказки тоже на поверхности: поиск счастья. Ведь домовые - символ семейного уюта. Недаром во второй серии так развернулась битва за Кузьку между Лешим, Бабой-Ягой и Вороной. Но домовёнок всех обвёл вокруг пальца и сумел удрать, потому что тоже хотел счастья и искал свой удел...
Эти произведения основаны на славянском фольклоре. И первоначальные "оригинальные" портреты персонажей сказки довольно мрачные и даже жутковатые.
***
Так, домовой, в мифологических представлениях домашний дух и покровитель семьи, это умерший предок. Причём, согласно мифологическим взглядам, домовыми становятся умершие "неправильной" смертью. Часто домового называли "господарем", "дедушкой", "кормильцем", отождествляя персонажа с образом старшего - невидимого "хозяина" дома. В то же время сохранились и такие названия: "жировой чёрт", "лихой", что подчёркивает принадлежность домовых к разряду демонологических существ - к нечистой силе.
Домовой может быть доброхотом: помогать по хозяйству, прибирать по дому, ухаживать за скотиной, поддерживать огонь в печи... Но может и изводить: ночью наваливается на спящего человека, не даёт пошевелиться, оставляет синяки. Таких звали "гнётка". Ещё один признак демонологического существа, домовые - оборотни, которые могут перекидываться в кошку, собаку, ужа, жабу, лису, могут стать двойником хозяина. Могут менять и рост: от маленького - ростом с младенца, до потолка.
В подавляющем большинстве домовой не видим и проявляет себя шумом и звуками: стоны, скрипы, стуки, вздохи... Его лучше не злить иначе начнёт изводить: будет бить посуду, прятать вещи, съедать неспрятанные припасы и даже, в отдельных случаях, выживать из дома. Домового можно увидеть если надеть на себя хомут или сквозь поставленную вертикально борону. Но саратовские крестьяне считали, что увидевший домового долго не проживёт.
Известна и другая легенда происхождения домовых. Согласно этой легенде, Господь при сотворения мира сбросил на землю всю злую небесную силу, ту самую, что возгордилась и поднялась во главе с Люцифером на Создателя. Злые и нечистые духи попадали кто куда, некоторые попали в людские жилища. Прожив с людьми много времени, эти злые духи как бы обмякли, обжились и переродившись, стали доброхотами, в то время как те, что стали лешими и водяными стали людям врагами.
Леший - ещё более мрачная фигура. Лес в традиционном сознании всегда отождествлялся с опасным, "чужим" для человека пространством. И именно лесом управляет Леший: "лесной хозяин", "лесной царь", "лесной херувим", "лесной дедушка"...
Согласно поверьям, в леших превращаются проклятые люди, обмененные ничистой силой дети, а также умершие некрещёнными. Внешний вид, по большему счёту, антропоморфный, но с демоническими чертами. Может менять рост от земляничного кусточка до высокой сосны. Любит морочить путников, водить по трудным тропам, заставлять плутать. С Лешим лучше не ссориться - может извести до смерти.
Баба-Яга в оригинальной славянской мифологии довольно жуткий персонаж: оборотень, злая старуха-чародейка, живёт в лесу, каннибал. Любит заманивать детей, добрых молодцев, которых зажаривает и поедает. Живёт в избушке на курьих ножках, вокруг которой забор из человеческих костей с черепами.
Интересно, что по причине костеногости (Баба-Яга - костяная нога, помните?) эта чародейка в старых сказках не ходит, а только летает либо лежит, то есть согласно отдельным мифологическим представлениям проявляет себя не как живое существо, а как мертвец. В ряде случаев её принадлежность к миру мёртвых определяется по тому, что одна её нога разложившаяся. В некоторых старых сказках встречаются такие портреты Бабы-Яги: "А у ней голова лежит в одном углу избы, а ноги в другом", "Лежит Баба-Яга, костяная нога из угла в угол, нос в потолок врос", "Баба-Яга из угла в угол перевёртывается: одной губой пол стирает, а носом трубу затыкает". Нос у Яги иногда такой длинный, что "на крюку висит".
Жилище Бабы-Яги - особенная тема. Находится "очень далеко", "за тридевять земель, за огненной рекой", в тёмном, непроходимом лесу, где нет "ни стёжечки, ни дорожечки". Там "пусто кругом, не видать души человеческой", там "птица не пролётывает, зверь не прорыскивает". В мифологическим сознании это ничто иное как потусторонний мир. Кроме того, специалисты предполагают, что признаки жилища Яги - отсутствие окон и дверей, невозможность обойти, теснота внутри (пространство избушки очень тесно и занято телом Бабы-Яги: ноги по углам, нос в потолок врос) - очень похожи на признаки обители покойника - гроба. Жилище Бабы-Яги - своеобразный и страшный форпост в мифологии: чтобы продвинуться дальше, герою необходимо пройти через эту избушку. Многим это не удавалось: забор из костей и черепов, помните?
Вот вам домовой, леший и Баба-Яга! Что ж, оригинальный фольклор всегда жутковат, вспомните истории о Беовульфе, Зигфриде, нашем Илье Муромце...
Современная адаптация славянского фольклора в "Домовёнке Кузе" - таинственные, но лайтовые и юмористичекие истории. Почему нет?
А вам, дорогие читатели, какой из 4-х мультиков про Кузю больше нравится? Что думаете об оригинальном фольклоре? Всё эти страхи не для детей? Или можно им такие жуткие сказки читать? Пишите комментарии - интересно узнать ваше мнение.
Если материал был любопытен, пожалуйста, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Всем добра, света и хорошего кино!
До новых встреч!
© 28.11.2020 Павел Карякин