Иллюстрация
В некоторой школе в коридоре повесили доску почета с фотографиями учеников, которые прославились на всю страну и стали гордостью школы.
Каждому классу регулярно показывали на них и говорили:
— Смотрите, какие хорошие ребята у нас учились. Антон Легкодумов, Женя Белякова, Сережа Осинин. А вы что? Все двоечники. Смотреть противно. Кто вас такими сделал? Вы сами. Что уставились? Берите пример с них, учитесь, старайтесь, вот тогда и будете молодцы!
Но проходят годы, а ученики всё так же остаются двоечниками. Более того, у них на лицах всё ярче проглядывается какая-то апатия, безразличие к учебе.
Отец одного мальчика отправляется в эту школу, чтобы поговорить с директором.
— Здравствуйте, Сергей Анатольевич. Мне нужно с вами поговорить.
— А, вы отец Саши Приходько? Он весь в вас. Ну проходите, садитесь.
— Я помню, как в первом классе он прыгал от радости, мечтая отучиться и стать умным мальчиком. А сейчас он какой-то нервный, уроки делает через пень-колоду и потом уходит в себя. То сидит со своим телефоном, то пропадает где-то на улице. В дневнике одни тройки и двойки. А когда я предлагаю ему разобрать домашнюю работу вместе, он резко так кричит: «НЕТ!» и начинает дергаться, как будто его силой держат. Один раз даже сказал: «Свою домашку разбирай, а мою не трогай!» Я его не понимаю.
— Да вы не волнуйтесь, сейчас просто время такое. Мельчают люди. Все двоечники. Вот раньше были люди — дивные! Знаете хлебозавод имени Осинина? Это наш парень основал. А спортивный центр на улице Ткачей? Это Белякова постаралась.
— Почему же сейчас не так?
— Да время такое, вы поймите. Век смартфонов и дурных компаний. За гаражами курят, камни в окна бросают, родителей не слушаются, всё делают на отвали. Пропащее поколение.
— Но разве не мы их такими воспитываем?
Тут в коридоре раздается шум и крики.
— Что такое? — Приходько открывает дверь и выбегает наружу.
В коридоре двое школьников повалили третьего на пол и бьют ногами.
— Вы что делаете, негодники? — Мужчина бросается навстречу бедному ребенку и растаскивает сорванцов.
— Да он четверку по истории получил! Он ботаник! Бейте его!
— А может, тебе врезать, а? — Приходько показывает массивный кулак одному из хулиганов.
— А мне-то за что? Я обычный троечник, меня все уважают. Врежьте лучше вон тому ботанику!
Тут в коридоре появляется директор:
— Так, Приходько! Отставить самосуд! Мальчик наказан справедливо.
— Как справедливо? Вы что, поощряете ЭТО?
— Возможно, их действия чрезмерно суровы. Но они поступают правильно.
— Наказывать ребенка за четверку по истории? Это же хорошая отметка. Вам этого мало?
— Наоборот: нам этого много.
— В смысле много?
— Вы не знаете этого мальчика. Это Смирнов Кирилл из пятого «Б». Он очень гордый и заносчивый, вечно задирает нос и изображает из себя святого.
— В чём это проявляется?
— В его дневнике. Смирнов! Подай сюда дневник, покажи дяде свои «подвиги».
Смирнов осторожно поднимается, утирает кровь с носа, достает из пыльного портфеля рваный, затасканный дневник и протягивает директору.
— Вот, полюбуйтесь. История — 4. Физика — 4+. Русский язык — 4. Что это за оценки?
— Нормальные оценки, что вам не нравится?
— Так учатся только заносчивые ботаники. А математика? Посмотрите! Одни пятерки! Даже наш Легкодумов никогда не позволял себе такого, а он пример всей нашей школе!
— Ну и что с того?
— А может, Смирнова тоже в рамочку и на стену, а? Много чести!
— То есть вы наказываете детей за то, что они учатся лучше ваших любимчиков с доски почета?
— Мы воспитываем их по проверенному образцу. А вот эта вот спесь, — директор потряс дневником Смирнова, — нам ни к чему. Она только мешает и убивает в детях достойное будущее.
— Нет.
— Что нет?
— Будущее в детях убивает не она.
— В смысле?
— Теперь я вижу, почему у вас все двоечники.
— Но ведь пропащее же поколение! Разве не так? — кричал директор вслед уходящему Приходько.
На следующий день Сашу перевели в другую школу.
Он плакал от радости.
Кто твой образец?
Согласно свидетельствам евангелистов, две тысячи лет назад Иисус Христос изрек замечательные слова:
Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
(Евангелие от Луки 6:40)
Хорошая новость: если ваш учитель великолепен, а вы нет, то есть вероятность, что вы сможете чему-то научиться на его примере и стать лучше.
Плохая новость: если вы хотите расти дальше, то ваш учитель вам не поможет, а будет удерживать от дальнейшего развития. И удерживать он будет тем же самым: своим примером.
И вот здесь я наблюдаю серьезную опасность. Если христианин в качестве образца для себя берет человека грешного, то никогда не превзойдет его и тоже будет грешить. Всю жизнь.
Было несколько случаев, когда я говорил с верующими людьми о необходимости праведной жизни перед Богом. А в ответ слышал переход на личности и осуждение в свой адрес.
Эти люди в качестве нормального образа жизни приняли жизнь в грехе. Один фактор такого выбора — церковную структуру, ориентированную на грешников, — я уже разобрал в другой статье. А сейчас речь пойдет о другом факторе. Его я выявил позже.
«Святые тоже грешили!»
Собственно, этим всё и сказано.
Зачастую церковный человек берет за образец для себя какого-нибудь канонизированного святого, которого в его церкви принято почитать. Святому устраивают праздники, разговаривают с его портретами, отбивают ему поклоны и так далее. (Это тема для отдельного разговора.)
Но в то же время человек живет с мыслью, будто и святые не безгрешны. Будто они тоже поступали вопреки Божьей воле, совершали какие-то проступки перед Богом и вообще.
Мне не важно, какими были эти святые на самом деле. Важно то, что верующий человек в своем разуме взял за образец того, кого считает грешником.
Образ «святого грешника» верующий берет для себя в качестве эталона. Этот образ становится для него потолком в личном развитии. Он почтил святых, и теперь для него предел мечтаний — грешить так, как «грешили святые». Но ему вроде как и до этого идеала еще ох как далеко... «Уподобиться святому — это путь длиною в жизнь!» — думает он.
Гордыня, которую заповедал Господь
Взяв образ грешника за образец для себя, верующий человек не только не может не грешить. Он даже не смеет помыслить о возможности более достойной и богоугодной жизни. Эту боязнь праведности, это стремление жить в грехах он называет «смирением».
А призыв к праведности перед Богом — это для него «гордыня». Уже одно стремление человека к непорочности в очах Господа кажется ему греховным, преступным, предосудительным и потому недопустимым.
Всё перевернулось: черное называют белым, а белое — черным.
Небесный стандарт
Что я читаю в нагорной проповеди?
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Евангелие от Матфея, глава 5)
Казалось бы, фарисеи — глубоко религиозные люди, образец, эталон для всего народа. Буду как фарисей, и Бог меня полюбит! А Иисус говорит, что этого недостаточно для Небесного Царства. Иисус призывает людей превзойти эталон!
Чего же хочет Иисус, и что угодно Богу?
В качестве примера возьму всего одну Божью заповедь:
Не прелюбодействуй.
(Исход 20:14)
Бог не говорит: «Прелюбодействуй не чаще раза в месяц».
Он говорит не делать этого вообще.
Божий эталон греха — ноль.
А что сказал Иисус женщине, которую уличили в прелюбодеянии?
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
(Евангелие от Иоанна, глава 8)
Иисус не говорит женщине: «греши поменьше».
В самом повелении «греши поменьше» содержится установка «греши» — мерзость в очах Господа.
Но Иисус говорит ей: «...не греши».
Ни много, ни мало. Ни раз в месяц, ни раз в год. Вообще не греши. Никогда.
Прежде чем мы продолжим, взгляните на этот призыв апостола Павла:
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
(Послание к Эфесянам, глава 6)
«Но ведь не грешить невозможно!»
Это еще одно популярное возражение, которое внушили верующим, чтобы они грешили. Рассказы про «греховную природу» и прочее.
Если ты веришь этим словам, то сдашься греху без боя. У тебя может быть Божье всеоружие и всё необходимое для победы. Но ты просто снимешь доспехи, бросишь меч на землю и добровольно пойдешь в плен греха.
На это и расчет.
Праведности может достичь лишь тот, кто верит, что может ее достичь. Руководствуясь этой верой, он примет помощь от Господа, облечется в Его броню, вооружится против греха и решительно пойдет в духовный бой.
В этом нет никакой гордыни, поскольку гордыня касается только самооценки, а не самого дела. Если вы здраво воспринимаете себя и не превозноситесь над остальными ни в мыслях, ни на словах, а просто беретесь за дела правды, то судить вас не за что.
Бог уже совершил для вас победу, отдав Своего Сына Иисуса Христа для вашего оправдания.
Если вы Ему доверитесь и верой примете этот дар праведности, то победа над грехом придет и в вашу жизнь.
«Человеческие заповеди»
Однако враг души не дремлет. У него против вас есть еще одна ловушка — «человеческие заповеди». Что это такое? Это религиозные правила, придуманные людьми и не имеющие основания в Божьих заповедях. Правила эти — бессмысленные и беспощадные. А их цель — уязвить вашу совесть неизгладимым чувством вины, чтобы вы испугались, пали духом и сбежали с поля битвы.
Примеры таких правил:
- «никогда ни на кого не сердиться, а то это гнев и смертный грех»
- «не вступать в брак без благословения вон того человека, а то это блуд и смертный грех»
- «не спать вдоволь, а то это уныние и смертный грех»
- «не наслаждаться вкусной едой, а то это чревоугодие и смертный грех»
- «не общаться с людьми других убеждений, а то это грех»
- «не иметь плохих мыслей, а то это грех»
Не говори ни бэ ни мэ, всё грех! Грех, грех, грех! Виновен, виновен!
Сдавшись перед вымышленным грехом — нарушением человеческой заповеди, вы по инерции уступите и реальному греху — нарушению Божьей заповеди.
Если вы сами не принимаете установку, способную увлечь вас в грех, то вам ее будут старательно вдалбливать.
Чтобы этого не произошло и враг не сломил вашего рвения к Богу, обязательно читайте Библию самостоятельно. Изучайте ее книги. Смотрите слова в оригинальном тексте и их возможные переводы (например, в подстрочном переводе или в лексиконе Стронга), чтобы лучше понять прочитанное. Читайте комментарии к Библии.
Если возможно, обсуждайте Библию с другими людьми, которые тоже ее исследуют. Вы можете найти таких людей в некоторых церквах (лично мне особенно приглянулись евангельские церкви). В Интернете их тоже полно. Выслушайте их, но не спешите соглашаться с ними. Думайте своей головой, которую дал вам Господь. Постигая библейские Писания с разных сторон, вы сможете лучше узнать и понять, что действительно заповедал Бог, а что додумал человек.
Заключение
Я наблюдаю, как в земной человеческой среде, даже в религиозной, на человека давят сверху. Его всеми правдами и неправдами отговаривают от роста, развития и стремления к Богу. Ему внушают, что это невозможно. Ему ставят потолки и верхние пределы. Ему предлагают дохлую, гнилую синицу в руке, чтобы отвлечь от Божьего журавля в небе.
А Иисус Христос видит в нас нечто большее — и в вас, и во мне.
Иисус никогда не внушал людям, будто Божью волю невозможно исполнить. Наоборот: если вы прочтете нагорную проповедь в Евангелии от Матфея (глава 5), то увидите, как Иисус призывает не только соблюсти Божьи заповеди, но даже и превзойти их!
Заповедано не убивать — а ты даже не гневайся на брата напрасно, тогда и до убийства дело не дойдет.
Сказано не прелюбодействовать — а ты даже не смотри на женщину с вожделением, тогда и похоти не будет.
Сказано не преступать клятвы — а ты не клянись вовсе, тогда и не нарушишь ничего.
Сказано воздавать злодею соразмерно его преступлению: «око за око» и «зуб за зуб» — а ты не противься злому, тогда и подавно не обидишь его сверх меры, а поступишь достойнее.
Сказано любить ближнего — а ты люби даже врагов!
Перевыполнить план.
Вот ключ к праведности, предложенный Иисусом Христом: вы берете Божью заповедь — и превосхо́дите ее. Через это вы исключаете самую возможность ее нарушения, удаляетесь от греха и остаетесь праведны перед Богом.
А вот как Иисус верил в Своих учеников:
12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
(Евангелие от Иоанна, глава 14)
Этими словами Иисус убрал верхний предел даже в лице Самого Себя.
С Богом нет предела совершенству.
И слава Богу, что нет.