Или строфа, что держит весь свет на плечах...
В издательстве «Рутения» вышла книга Юрия Нечипоренко «Маленькие сказки».
Современная литературная сказка — изменчивый и многогранный жанр. В данном случае сказки действительно очень невелики по объёму, что позволяет относить их к «малой прозе» или даже к «микропрозе».
Понятие «малая проза» подразумевает такие жанры, как афоризмы, притчи, басни — словом, всё, что содержит выраженное в лапидарной форме философское обобщение действительности. Но к ней относятся и анекдоты, и «случаи из жизни», и забавные «мелочи» из записных книжек, — нередко также претендующие на философское обобщение и жизненную мудрость. Книга Юрия Нечипоренко — как раз тот случай, когда понятие «малый» не значит «мелкий, поверхностный», и напротив, может означать нечто прямо противоположное: как известно, хорошая детская литература (а впрочем, и не только детская) не имеет права быть поверхностной.
Большинство «Маленьких сказок» было бы точнее назвать не сказками, а психологическими очерками, повествующими о человеческих характерах и социальных взаимоотношениях. Многие из них построены на метафоре.
Например, «Человек-пропасть» — тот, кто имеет свойство полностью завладевать сознанием собеседника. («Всякий, кто подходил к нему близко, падал в него и уже не возвращался» (с. 14)).
Герои сказки «Человек с мягкими краями» — Человек-ключ строгий и непреклонный, не согласный ни с чем («такой ключ, который никак не может найти свой замок»), и Человек-отмычка, ловко находящий подход к любому (с. 18-19).
Сказку «Человек, который потерял своё лицо» хочется интерпретировать как неожиданную и очень пронзительную аллегорию о положении личности в социуме: собственное лицо (индивидуальность) оказывается неудобным и «лишним», и только когда оно теряется, его обладателя наконец оставляют в покое: «ну нет лица и нет» (с. 10).
[Взрослый читатель здесь немедленно отметит, что герой сказки считает удобной тревожную по сути ситуацию: про него «говорили: «На нём лица нет». А ему даже понравилось». (с. 10) — при том что фразеологизм «на нём лица нет» означает крайнюю степень испуга.]
Часть «Маленьких сказок» — психологические очерки без буквально воплощённых метафор и вообще без нереалистических элементов (т.е. «технически» они мало чем отличаются от социально-психологической прозы, адресованной взрослым); «сказочными» в них можно считать повороты судьбы героев.
Например, в сказках «Человек с видениями в голове» и «Человек с тихим голосом» невыигрышные, казалось бы, качества этих людей оборачиваются на благо им самим и окружающим; в сказках «Важная дама» и «Человек, который всё время говорил» те или иные стремления героев и их последствия доводятся до абсурда…
Есть среди них и тексты, в основе которых лежит фантастическая предпосылка: например, в сказке «Человек со ржавчиной» ржавчина — не метафора; она действительно появляется на теле героя, когда он моется в ванне.
Очерками о человеческих характерах содержание книги отнюдь не исчерпывается: в ней есть и лирические зарисовки: «Лань неуловимая», «Ловец падающих листьев», которые можно читать как стихотворения в прозе. Сказка «Упрямая девочка и высокая ступенька», — пожалуй, единственная в книге имеет жанровые признаки басни или притчи с ярко выраженным дидактическим началом.
Несколько особняком стоит «Сказка ночных колышков» — мистически-философский очерк о судьбе, производящий на читателя глубокое впечатление. «Ночные колышки» — очень любопытный образ; на первый взгляд он кажется пришедшим из сновидения. Эти колышки виднеются ночами в поле, словно следы, оставленные инопланетянами, светятся и складываются в знаки, подобно звёздам в гороскопе, могут служить для утилитарных целей (ставить палатку, привязывать парус), но главное —распоряжаются действиями и встречами людей и «знают про нас всё» (с. 22-23).
Юрий Нечипоренко по роду занятий учёный, и в его книгах часто воспевается наука и научное знание. (Наиболее яркий пример здесь — адресованная детям биография М.В. Ломоносова «Помощник царям».)
В «Маленьких сказках» тоже есть свой гимн науке — «Путеводная нить».
Основополагающему понятию «наука» даётся в этом тексте поэтичное и очень ёмкое определение: «Наука — это такая ниточка, которая связывает людей, и как нить путеводная, она позволяет им прийти к цели…» (с. 33)
Примечательно, что герой сказки, давший это определение — шофёр-дальнобойщик, который, чтоб не заснуть, слушает по радио научную дискуссию, т.е., тот самый «простой человек», которого зачастую обвиняют в равнодушном или даже враждебном отношении к науке. Эта деталь ненавязчиво даёт читателю понять: наука живёт только тогда, когда связывает даже тех, кто, на первый взгляд, далёк от неё…
В маленькой книжке маленьких сказок есть и социум, и наука, и судьба, и поэзия. Но в центре повествования там стоит именно человек с его мыслями, мечтами, странностями, стремлением понять других. Это подчёркивается и в иллюстрациях, выполненных Любовью Пудеевой: они изображают в основном людей, как правило, в экспрессивных позах, в окружении предметов вещного мира.
Фарерский поэт и учёный-лингвист Кристиан Матрас (1900—1988) писал:
Кто-то сказал, что росинка
отражает весь мир в лучах.
Мечта поэта: одна лишь строфа,
что держит весь свет на плечах.
В данном случае «строфу» в этом четверостишии можно было бы заменить на «сказку».
Художник: Любовь ПУДЕЕВА