Найти тему

Маленький Принц. Кто он?

За что я люблю литературу? В отличие от остальных видов искусства литература даёт больше возможностей воспринимать каждое произведение индивидуально.

А в наше время массовых коммуникаций, литература чуть ли не последнее прибежище человеческой индивидуальности. Именно здесь за тобой всегда остаётся право окончательного выбора на что ты потратишь своё время, какими эмоциями ты это время проживёшь.

Уважая мнение каждого, кто когда-либо прикасался к творчеству этого писателя, я тем не менее хочу изложить собственное восприятие одного из самых известных произведений мировой литературы «Маленький Принц».

Я понимаю масштаб произведения, поэтому чтобы хоть немного смягчить ту критику, которая должна обрушиться на меня в процессе чтения этого текста, я должен сказать, что очень люблю произведения Экзюпери и глубоко уважаю его профессионализм и отвагу. И о прочих его человеческих качествах можно говорить много, благо Создатель не обделил его различными талантами.

Теперь, когда я выразил своё восхищение и вы знаете, что оно у меня есть, самое время перейти к произведению.

Когда у Экзюпери спрашивали:

-А Роза – это Консуэло?

он отвечал:

-Нет! Роза – это Франция.

Именно тогда я впервые захотел повторить бессмертное «Не верю!».

Но в то время я ещё не понимал причин такого желания. Только, познакомившись с биографическими материалами писателя, с воспоминаниями его жены я понял для себя некоторые моменты, которые сначала только чувствовал.

Кто такой Маленький Принц?

Наличие рядом с ним фигуры Лётчика, который к тому же ведёт рассказ от автора сбивает с толку. Тем более повествование начинается описанием детства самого Экзюпери и реального авиационного происшествия произошедшего с ним. Всё перечисленное нас заставляет считать, что Лётчик здесь и есть сам Экзюпери.

Я и сам так полагал, но, получая всё больше информации о жизни самого Экзюпери, я понял, что Экзюпери в этом произведении – Маленький принц.

А кого же скрывается под образом Лётчика?

К этому я бы хотел ввернуться позже. А сейчас обратимся к другим персонажам и образам.

Мы помним, как много времени и значения автор уделяет детству. Это показывает, что автор понимает в отличие от многих «взрослых», что детство остаётся с нами и в нас навсегда. И я уверен, что астероид В612 есть ничто иное, как образ детства, которое он должен был оставить, но тоска о котором не покидала его никогда. Это в определённой степени предопределило то, что в течение жизни он оставлял всё и всех, кого и что он любил.

Так он оставил Розу, которая, несомненно, есть Консуэло.

Не подходит Франция на роль прекрасного цветка. У меня не получается представить место, где очень много стран похожих на Францию. А вот мест, где много женщин, которые похожи на Розу, но не его Роза, представить не сложно.

Любой город. Например, Париж. Особенно Париж.

И здесь в Париже он встречает ещё одну женщину, которую он приручил и потом мучался разрываясь между воспоминаниями о Розе и привязанностью Лиса. Но и Лиса он оставляет. Может, именно, потому что чувствует ответственность перед Лисом он, автор, и говорит, что Роза – это не Консуэло.

Антуан мужчина. А кто сказал, что все мужчины знают, что, пытаясь не обидеть одну женщину, мы очень часто тем самым обижаем другую. Этим же я объясняю тот факт, что произведение посвящено не Консуэло. Леон Верту хороший человек и дорог автору, но сколько раз не читай Маленький Принц, просится посвящение женщине. Эта женщина Консуэло.

Так кто или чей образ скрывает Лётчик, которого я принимал за самого Экзюпери?

Обратимся к биографии автора. Кто или что присутствует в его жизни до последнего момента, является ещё одной его любовью, которую он также оставляет?

Ответ очевиден. Это Авиация.

Авиация – это любовь Экзюпери, которую он пронёс через всю жизнь.

Так же как Маленький Принц получает советы от Лётчика, а сам Лётчик меняет жизнь Маленького Принца. Также и Экзюпери становится тем, кто он есть благодаря авиации, и в тоже время меняет авиацию и как изобретатель и испытатель, а главное, как философ, сумевший заставить очень многих его читателей полюбить небо.

Понимание, что Лётчик в этом произведении есть Авиация объясняет и жизнь, и смерть самого Экзюпери.

В тот момент, когда Маленькому принцу нужно покинуть Планету Земля или Планету Людей (кому как больше нравится) именно Лётчик приносит его к месту, где смертельный укус змеи закончит его земной путь.

Чем это отличается от жизни самого Экзюпери, когда уже отстранённый от выполнения лётной работы, он выпрашивает разрешение на ещё пять разведывательных полётов в одном из которых недалеко от мест, где прошло его детство, «точно жёлтая молния» короткая очередь пушки фашистского истребителя (Маленький Принц был прав насчёт необходимости прополки баобабов) прекратила его жизненный путь.

Как-то раз на перроне аэропорта Лиона я спросил у стажёра, который сидел на месте второго пилота:

-А, что это за человек, в честь которого назвали аэропорт в Лионе?

Он внимательно прочитал название, а потом, подумав, ответил:

-Это известный французский художник или скульптор, по-моему.

Я повернулся к ещё одному нашему коллеге, второму пилоту, который занимал место дополнительного члена экипажа. Он улыбался.

-А Вы знаете?

-Как можно заниматься лётной работой и не читать Экзюпери? – к моей радости ответил он.

-Ну если на сегодня двое из трёх лётчиков читали Экзюпери, то с авиацией всё нормально.

-Я прочту, сказал стажёр.

И я уверен, что он так и сделал.

Когда мы читаем Экзюпери, он возвращается. И происходит это не в самом красивом месте африканской пустыни, которое изображено на последнем рисунке, но в нашем сердце.

-2