Основной вид образования для сумевшего окончить школу, а тем более вуз — это самообразование. Есть навыки самообразования — будут знания. Нет навыков самообразования — хоть 10, хоть 20 лет вокруг такого ученичка вприсядку кружись, толка не выйдет. Желающих изучать марксизм есть смысл несколько сегрегировать по признаку наличия навыка самообразования. А то в «кружках», набираемых с бору по сосенке, отстающие требуют, чтобы им пересказали то, что они могли самостоятельно прочитать.
Аналогично и с материалами к изучению в кружках, равно как и с формой изучения. Пытаются очень часто зачитывать лекции, пересказывая материал. Но это абсолютно неверно — материал можно и прочитать, это несложно. Надо дать участникам представление о проблематике вопроса.
Например, в Критике Готской программы важно обратить внимание:
а). на то, что в программу коммунистов вынужденно включаются вполне себе буржуазные требования, и необходимо разделять условность буржуазных требований и безусловность качественно коммунистических; б). на то, что непредрешенческая позиция Маркса в Критике Готской программы, когда он предостерегал от попыток давать утопические регламенты коммунистического общества, была обусловлена слабым уровнем развития тогдашних производительных сил, а в настоящее время, опираясь на опыт СССР мы можем дать вполне чёткую картину коммунистической организации общества даже в деталях (именно это и надо делать);
в). дать кружковцам общее представление по истории вопроса и что почитать по теме. Сама работа должна быть всесторонне изучена самостоятельно.
А я помню по опыту партучёбы РКРП — сидят, репу чешут, одни вспоминают о чём обсуждаемая работа, другие пересказывают не прочитавшим краткое содержание по принципу испорченного телефона. Для тех, кто текст собственно знает и в целом понял — бесполезная трата времени.
Одним словом, если работать по конкретным произведениям, надо учиться давать установочные лекции — т.е. описание проблематики, историческая справка, библиография, остальное перекладывать на самообразование.
И вообще, как-то надо строить работу, не оглядываясь на отстающих. Если отряд не заметил потери бойца — то это боец явно не на идеологическом фронте. Это не значит, что человек сразу плохой или ненадежный. Просто не поручать задач, требующих самостоятельного осмысления. Потому что первое качество бойца идеологического фронта — умение учиться.
Если вдруг какие-то волны идейных споров или поставленные задачи выводят на незнакомую проблему, боец должен быстро найти и освоить материал по проблеме. Этому кроме хороших навыков самообразования очень помогает общая широта интересов и кругозора. Потому первичная сегрегация почти неизбежна — кроме уровня работы в кружках нужен и ОТБОР В КРУЖКИ.
Пора бы отходить от стремления образовывать марксизму всех декларирующих о таком желании и переходить к марксистскому образованию для тех, кто действительно хочет и может.