Эту заметку можно считать продолжением вчерашней статьи "Как повысить эффективность команд"
Прежде всего, понять, что одним универсальным движением дело не ограничится. Доверие – штука хрупкая, его выстраивают годами, а сломать можно в один миг. Поэтому трудиться тут придется всем участникам – и руководителю, и рядовым сотрудникам.
С чего начать? Возможно, с пересмотра ролей, обязанностей, функций, полномочий и ответственности. И если с функциями разобраться сравнительно легко, то для распределения ролей нужно понимать индивидуальные особенности, склонности и внутреннюю мотивацию каждого члена команды. Существует множество различных тестов, кейсов и тренингов, подробно расписывающих каждый шаг этого процесса.
Далее задача для руководителя усложняется. Следует прекратить наказывать сотрудников за мелкие неудачи, высмеивать, бесконечно припоминать их промахи. Другими словами, члены команды не должны бояться, что их ошибки будут раздуты в трагедии вселенского масштаба. Ошибка – это только ошибка, не больше, хотя и не меньше. Сам руководитель тоже не может быть непогрешимым, ибо не ошибается только тот, кто ничего не делает. Колоссальный вклад в построение доверия в команде вносит совместное обсуждение даже не столько причин неудачи, сколько альтернативных путей решения возникшей ситуации.
Параллельно необходимо замечать даже маленькие победы, приветствовать первые шаги в новом направлении, робкие идеи. Совместное обсуждение достижений точно так же стимулирует членов команды на предложение собственных идей, и вот тут-то и включается синергетический эффект, когда на общей позитивной волне эффективность работы команды начинает превосходить эффективность работы каждого отдельно взятого ее участника.
В работе команды все взаимосвязано. Синергетический результат работы напрямую связан с отсутствием боязни конфликтов: люди, способные отстаивать свою идею, смогут и продвинуть эту идею к исполнению, и ответить за полученный результат. А отсутствие боязни конфликтов растет из атмосферы доверия внутри команды. Круг замкнулся.