Найти тему
Живопись

Художник Дэниель Маклис: судьба как в романе

По шедеврам забытого стиля
Бродит взгляд, никуда не спеша.
Средь гармонии красок и линий
Равновесия ищет душа.
Дэниель Маклис, «Смерть Нельсона», 1859—1864, фреска, Ливерпуль, Национальный музей
Дэниель Маклис, «Смерть Нельсона», 1859—1864, фреска, Ливерпуль, Национальный музей

Простите нам эту импровизацию. Захотелось как можно точнее выразить ощущения, порождаемые творчеством ирландского художника Дэниеля Маклиса. И первой на ум пришла аналогия с поэзией)

Дэниель Маклис, «Студент»
Дэниель Маклис, «Студент»
Дэниель Маклис, «Портрет Чарльза Диккенса», 1839
Дэниель Маклис, «Портрет Чарльза Диккенса», 1839

В самом деле: банкир, забросивший вполне успешно начавшуюся карьеру финансиста и посвятивший свою жизнь изобразительному искусству; молодой человек, полюбивший артефакты седой древности и фольклорные «приданья старины глубокой» настолько, чтобы стать одним из классиков исторической живописи XIX века; студент Королевской академии художеств шотландского происхождения, с готовностью приятый в свои ряды столичной богемой;

Дэниель Маклис, «Ундина»
Дэниель Маклис, «Ундина»

и, наконец, тот самый художник, которому была доверена высокая честь иллюстрировать бессмертные творения Теннисона, Мура и Диккенса (с которым герой нашей статьи был долго и искренне дружен). Фактически, сегодня все мы видим облик Викторианской эпохи глазами Маклиса.

Подобное стечение событий куда чаще встречается в зарифмованных романтических новеллах, нежели в прозаически суровой реальности, не так ли?

Дэниель Маклис, «Магдалина после молитвы»
Дэниель Маклис, «Магдалина после молитвы»

А ведь всё могло сложиться совсем иначе, не познакомься наш герой с увлечённым антикваром Ричардом Сентхиллом и страстным собирателем ирландского фольклора Томасом Крокером. Для характера будущего великого живописца первая встреча стала чем-то навроде метафорической наковальни, а вторая — наподобие кузнечного молота. Твёрдое научно-историческое знание легло в основу живописного стиля Маклиса, а колорит старинных легенд и преданий придал форму его композициям. «Шлифовка», происходившая в стенах лондонской академии, довершила становление юного мастера.

Давлел ли над его творчеством доживавший свой век догматичный академизм «британского разлива»? — увы. Его черты тут и там «проступали» сквозь уникальное художественное видение Даниэля Маклиса, немного скрадывая психологизм произведения. Особенно в начале карьеры. Порой не совсем ясно, что именно заставляло мастера следовать в русле «остовной» живописной традиции: воля заказчика или самостоятельно принятое решение. Но тем более удивительно как все эти аллюзии на флорентийских венер и кельтских гроганов выходили из-под кисти Маклиса атмосферными и достоверными моментами, будто бы напрямую взятыми из биографий королей и аристократов минувших эпох. А никак не очередным пересказом древних басен.

Время, поведённое мастером за изучением (в основном — посредством копирования) шедевров Лувра и Версаля, также не пропало зазря, и уже начиная с 30-х годов позапрошлого века тон кожи его прекрасных дам заметно «теплеет», взгляды обретают осмысленность, пластика — выразительность, а сюжеты принимаются «реагировать» на обращённый к ним зрительский взгляд, позволяя ощутить подлинный смысл действа, разворачивающегося на полотне/мозаике/рисунке. Во взаимодействии его персонажей всегда была та самая пресловутая «химия». Даже в простейших сюжетах проявляется «нерв», и самый распоследний декоративный элемент не «выпадает» из атмосферы произведения.

Судьба отвела ему 64 года жизни. Удивительно, что хотя бы столько. В 1859 году, выполняя мозаичные работы по заказу верхней палаты британского парламента, мастер серьёзно заболел. Но даже и не подумал оставить любимую работу. Его не стало в 1870-м. Уходила эпоха, и вслед за ней уходили величайшие выразители её духа. Последние романтики трудной и противоречивой эры.

Дэниель Маклис, «Признание Кристины Липпинкотт»
Дэниель Маклис, «Признание Кристины Липпинкотт»

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!