Северная Осетия-Алания во время осенней поездки на Кавказ не переставала удивлять. Всего не перечислить, но больше всего - своими национальными традициями и обычаями. И, конечно, как большой любитель Северного Кавказа, я бывал в Осетии не в первый раз и уже писал на своём канале и о тамошних средневековых склепах, родовых башнях и даже о предпещерных крепостях.
Но сегодня я о другом. Не настолько древнем, но не менее удивительном!
Все (ну или почти все) люди в России так или иначе чтят память о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Потому что в каждой семье был свой герой. Но каково же было моё удивление (и восхищение!), когда... Впрочем, давайте по порядку.
Сначала меня вообще, в целом, очень тронуло, что в Северной Осетии тут и там можно встретить памятники землякам, погибшим на этой страшной войне.
А вот памятник воинам-землякам в селении Донифарс в Дигорском ущелье.
В общем, подобных памятников односельчанам в горах Осетии очень много. Почти в каждом населённом пункте, как и в равнинных районах России. Однако, проезжая мимо одного сельского кладбища, я вдруг увидел то, чего никогда не видел в ЦФО и где бы то ни было ещё.
Я вчитался в мемориальную табличку и вдруг осознал, что, кажется, это не могила, а реальный памятник! Или, если хотите, воинский мемориал который установили капитану Кудзоеву его родственники!
Потом начал сомневаться. Ну, может, какой-то особый случай? В звании капитана, воевал в родных ущельях или, может, в отпуск на лечение приехал и умер, мало ли...
Начинаю внимательней всматриваться во все надгробия на данном кладбище и убеждаюсь, что некоторые из них таковыми не являются. В смысле, что никакого гроба под ними быть не может. Потому что это персональные памятники солдатам, которые не вернулись домой с войны.
Причем, что еще более удивительно, есть экземпляры разных эпох.
Вот очень старый, установленный, видимо, сразу после войны. Кажется, его строители имитировали средневековый каменный ящик для погребения, коих много сохранилось в этих горах.
А вот новый, из черного гранита и с современной гравировкой на станке с ЧПУ. Вот только дата смерти у всех троих - 1941-ый.
В другой день и в другом месте я увидел еще один памятник погибшим героям. Групповой или, скорее, фамильный. Это было уже не на кладбище , а просто на обочине горной дороги.
Процитирую с сохранением орфографии и пунктуации одну секцию:
Вечная слава Кульчиеву Магомету Дрисовичу павший в боях за Родину в 1943 году род в 1920 от брата Османа
На черной плите, судя по фото и тексту, тоже герой войны, но надпись несколько странная:
Памятник воину Советской армии погибшему во время отечественной войны 1941-1945 старшине ХАТАГОВУ БЕСЛАНУ УГУЕВИЧУ 1918 - 1960 От родителей.
Не очень понятно, во время войны или всё таки в 1960-ом?
Впрочем, не важно. Не буду останавливаться на этих нюансах. Тем более, что увидев следующий экземпляр я, наконец, понял, что всё это значит.
Своей формой, рисунками, надписями... Кхм...
И тут меня осенило. Да это же цырт! Только на современный лад.
Ещё во времена Средневековья осетины ставили камни вытянутой формы с округлым завершением в память о наиболее значимых для них людях. Причём, как правило, не на могиле, а именно у дороги. Типа менгиров или армянских хачкаров, но без креста.
Изначально они украшались всякими витиеватыми символами (например, солярными). Но позже случилась трансформация этой традиции. Вместо орнамента на плитах стали появляться примитивные рисунки и надписи, а сами цырты стали ставить именно в качестве надгробных камней. Но, получается, что были и исключения, которые я чудесным образом и обнаружил! А, значит, ура и, конечно, вечная память героям!
Читайте также про Осетию: