Внимание! Если что-то способно оскорбить ваши чувства верующего человека, пожалуйста, воздержитесь от прочтения данной статьи!
Этой осенью в третий, можно сказать, юбилейный раз побывал в республике Северная Осетия - Алания. Да-да, вот такое вот у неё полное официальное название с 1995 года, если кто не в курсе.
Очень красивый регион. Начиная с Владикавказа, заканчивая самыми отдалёнными горными ущельями. Довольно много за три визита увидел красот своими глазами, но некоторые персональные "белые пятна" на карте республики ещё остались. Так что, обязательно поеду в Осетию ещё раз.
Но вот чего никак не могу понять, то это отношение осетин к религии. Формально, куда ни глянь в интернете, везде Осетию противопоставляют другим северокавказским республикам, где явно преобладает ислам. И действительно, почти в каждом селении КБР, КЧР и так далее можно увидеть минареты. А вот в Осетии, мол, живут православные христиане и всё в таком ключе.
С такой установкой (читай - стереотипом) я поехал в Осетию в первый раз в мае 2017 года. И вот, путешествуя по Куртатинскому ущелью, я натыкаюсь на так называемый Дзуар. Так осетины называют святые места или святилища.
В данном случае это было небольшое, прямоугольное в плане строение. Но Дзуары в Осетии могут представлять собой и пещеру, и рощу, и отдельную гору и так далее. Самое главное - в них совершаются жертвоприношения и проводятся торжества в честь божеств и духов.
В некоторых источниках утверждается, что, это, как правило, сопровождается обильным употреблением алкоголя. Мол, для осетина понятия "тост" и "молитва" - это слова синонимы. Но тут я ничего ни подтвердить, ни опровергнуть - не могу. Ибо сам не видел.
Добавлю, что самым чтимым небожителем у осетин считается Уастырджи.
Отдельно стоит отметить и древние осетинские традиции захоронения в специальных склепах, которых сохранилось очень много. А иногда это целые некрополи на горных склонах.
Окей. Отнесём это всё к традиционным народным верованиям. Почему бы и нет? Осетины называют их Уасдин. Как туристу, увидеть такое своими глазами весьма интересно, не так ли? Православных церквей у меня и в ЦФО более чем хватает.
Но вот приезжаю я в Осетию во второй раз (дело было прошлой зимой). Останавливаюсь во Владикавказе на одну ночь, чтобы далее отправиться в Грузию. И что я вижу, когда выхожу погулять? Не поверите, но это мечеть.
Снова ничего непонятно, какой-то винегрет, честное слово. Но в тот момент меня больше интересует катание на горных лыжах, поэтому я не особо вникаю в ситуацию.
А вот когда в октябре этого года я решил поехать в Дигорию (исторический регион Северной Осетии), то при подготовке к поездке вычитал, что там как раз проживает большинство осетин, исповедующих ислам. Ну, думаю, мне-то какая разница? Ислам так ислам. И тут на подъезде к городу Дигора - опля - снова разрыв шаблонов!
Конечно же, останавливаюсь. Думаю, показалось. Но нет. Табличка на двух языках пусть и не прямо, но сообщает нам, что это действительно Иисус:
Чтобы передать на фото масштаб памятника прошу попозировать девятилетнюю дочь.
Первая мысль - статуя явно создана по образцу и подобию самой известной статуи Христа в Рио-де-Жанейро. Хоть и не такая большая, конечно. Даже цепляю телеобъектив, чтобы рассмотреть черты лица.
Что по итогу? Да ничего. Похоже, что в Осетии так всё исторически перемешано, что сами осетины не смогут объяснить какую именно они религию исповедуют. Другой момент, что я вроде бы не слышал каких-то громких дел в этом регионе, связанных с религиозными разногласиями населения. То есть, никто никому ничего не навязывает.
Впрочем, в поисках информации про эту статую Христа в Дигории, я нашел заметку на одном сайте. Там говорилось, что еще в 2013 году некий вандал под Пасху разбил плитку у памятника и вырвал деревца с клумбы. Когда его поймали, выяснили, что он 27-летний уроженец ...Грузии. К тому, состоящий на учёте в психбольнице.
Такие дела. Пишите, что думаете по этому поводу.
Читайте также:
- Почему осетины хоронили предков в лодках
Понравился пост? Ставь лайк и подписывайся на канал и мой telegram!