Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" можно поздравить. Он первым из российских предприятий завершил строительство целой серии судов для одного заказчика в рамках программы инвестиционных квот. 27 ноября 2020 года в Калининграде был передан заказчику третий траулер-сейнер проекта SK-3101R "Василий Каплюк".
Серия построена по заказу Рыболовецкого колхоза им. Ленина (г. Петропавловск-Камчатский). Контракт на постройку трёх судов между рыбаками и корабелами был заключен в 2016 году. В июле того же года состоялась закладка первого судна серии – "Ленинец". Спустя четыре месяца был заложен второй траулер "Командор". Третий #траулер заложили под названием "Ударник" в марте 2017 года. Впоследствии судно было переименовано в честь почётного работника рыбного хозяйства Василия Михайловича Каплюка, ушедшего из жизни в июле 2020 года.
Траулер-сейнер проекта SK-3101R предназначен для добычи различных видов донных и пелагических рыб, включая минтай, треску, камбалу, палтус, сельдь, иваси.
Полное водоизмещение судна составляет 2,3 тыс. тонн, длина – 50,6 м, ширина – 12 м, осадка – 6,4 м, мощность главного двигателя – 2200 кВт, скорость – 13 узлов. Экипаж насчитывает 15 человек.
Создание серии прошло не без сложностей. Изначально контракт предусматривал поставку всех судов до конца 2018 года. По факту "Ленинец" был передан заказчику в августе 2019 года, "Командор" – в декабре 2019 года, "Василий Каплюк" – в ноябре 2020 года.
Задержку сроков можно объяснить несколькими причинами. В частности, были трудности с проектной документацией. Концепт-проект SK-3101R разработан норвежским бюро Skipskompetanse AS. Оно же занималось разработкой технической документации, на тот момент без опыта работы с российским регистром. В результате сроки согласования проектной документации затянулись.
Помимо этого, свою роль сыграли санкции, введённые ранее против "Объединённой судостроительной корпорации" (ОСК), куда входит завод "Янтарь". Летом 2019 года стало известно, что часть партнеров отказалась от выполнения своих обязательств из-за санкций. Это повлияло, в частности, на сроки выполнения пусконаладочных работ на оборудовании системы транспортировки рыбы.
Затем возникли финансовые сложности. В качестве одной из причин задержки передачи заказчику третьего судна упоминалось желание завода пересмотреть стоимость двух уже сданных судов из-за выявления дополнительных затрат верфи.
Впрочем, судя по тому, что вся серия сдана, заказчик и завод-строитель нашли общий язык. К тому же, на данных траулерах-сейнерах их совместная работа не заканчивается. В настоящее время завод "Янтарь" строит для Рыболовецкого колхоза им. Ленина ещё одно судно – "Виктор Гаврилов". Подробнее об этом самом большом строящемся траулере можно прочитать здесь.