Найти в Дзене
Строительный мир

Подводные парковки – дорогостоящий проект мэра Лужкова, отвергнутый Собяниным

Окупаемость этой идеи вызывала большие сомнения.

Проблема парковок в Москве стоит давно. В свое время их нехватку оригинальным образом пытался решить бывший столичный градоначальник Юрий Лужков. В 2005 году он выступил с инициативой о строительстве подводных паркингов. Эта смелая идея получила реальное продолжение в 2009 году, когда в городе насчитывалось уже около 3,5 млн легковых авто.

К тому времени при участии профильных департаментов Москвы были подготовлены предварительные проекты, выбраны места для будущих объектов — всего 24 участка — и создана межведомственная комиссия. В первые месяцы 2010-го мэрия ожидала получить всю необходимую документацию и начать активный поиск инвесторов, в том числе презентуя идею на различных международных выставках.

© Mos.ru / CC BY 4.0
© Mos.ru / CC BY 4.0

Главное отличие подводной парковки от аналогичных подземных объектов в том, что первый располагается под руслом реки или канала. В данном случае предполагалось строительство автостоянок под протоками Москвы-реки.

Многоярусные парковки по задумке управляться должны усилиями одного оператора. Благодаря автоматизированной системе, водителю достаточно было бы загнать машину в специальный лифт. Вместимость таких паркингов предполагалась разной — от 100 до 600 автомобилей.

Несмотря на энтузиазм и решимость московских властей, у проекта было немало критиков. К технической стороне вопросы возникали реже, даже учитывая всю сложность строительства. В любом случае осуществить подобное было под силу, тем более, что свою заинтересованность относительно участия в кампании высказывал целый ряд зарубежных компаний, имеющих опыт в похожих проектах — как непосредственно в возведении, так и в оснащении необходимым оборудованием.

© Jeroen Musch / Zwarts & Jansma Architecten (ZJA) (Аналогичный проект в Нидерландах)
© Jeroen Musch / Zwarts & Jansma Architecten (ZJA) (Аналогичный проект в Нидерландах)

А вот окупаемость подобной идеи вызывала большие сомнения. С одной стороны, для организации такого типа парковок отпадает необходимость выделения участка, порой очень дорогого, особенно если речь идет о центре Москвы.

Но с другой, само по себе строительство под землей, а тем более под водой (вернее, под руслом реки) требует огромных вложений, несопоставимых с наземными многоуровневыми стоянками. Как отмечал президент ассоциации «РОДОС» О. В. Скворцов, мэрия, по его мнению, выбрала самый дорогостоящий из возможных вариантов.

По некоторым подсчетам, стоимость строительства подводного паркинга могла составить 90-100 тыс. руб. за кв. м (по ценам 2009 года); то есть одно машиноместо — около 2 млн. руб. И это если считать исключительно возведение самой парковки, без учета тех же подъездных путей. Но даже если остановиться, условно, на 2,5 млн, то для окупаемости за десять лет стоимость парковки для одного автомобиля на месяц должна была бы составлять примерно 20,5 тыс. руб. или почти 700 руб. за сутки.

Учитывая, что средняя з/п в Москве в 2009-2010 годах была 35-40 тыс. руб./мес., то и окупаемость за десять лет выглядит сомнительной. И опять же, если не считать дополнительных затрат, включая содержание таких парковок. Так или иначе, а инвестор вряд ли бы стал вкладывать в проект, окупить который за 5-10 лет было бы невозможно.

© pxhere.com
© pxhere.com

Что в общем-то и произошло — желающих поддержать планы Лужкова деньгами тогда не нашлось. Хотя сам инициатор этой затеи был уверен, что с инвесторами проблем не будет. Градоначальник переживал лишь из-за затягивания сроков, вызванного сложными бюрократическими процедурами.

Так как речь шла о водных пространствах, вопрос необходимо было решать на федеральном уровне, в том числе через Госдуму РФ. Однако в сентябре 2010-го «в связи с утратой доверия президента» Лужкова освободили от должности столичного мэра.

С приходом Сергея Собянина заморозили или кардинально пересмотрели несколько крупных проектов; была предрешена и судьба подводных паркингов. Хотя эту идею новому градоначальнику и пытались продвинуть сотрудники Генплана, но она так и осталась нереализованной.

Читайте: О некогда самом дорогом долгострое Москвы